Совет при президенте по законодательству не поддержал законопроект об ответственности для такси-сервисов
Совет при президенте России по кодификации и совершенствованию законодательства под председательством Павла Крашенинникова дал отрицательное заключение по проекту федерального закона, предлагающего, в частности, возложить на сервисы-агрегаторы солидарную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или его имуществу.
"Действительно, важно законодательно урегулировать деятельность служб заказа такси, их отношения с перевозчиками и пассажирами, определить степень ответственности агрегаторов, таксопарков и водителей за причиненный ущерб, в том числе в результате ДТП. Но на сегодняшний день мы можем заключить, что документ не готов и нуждается в существенной доработке - как глобальной, так и точечной", - сказал сегодня Крашенинников журналистам.
Он отметил, что разработчики законопроекта пытаются учесть интересы всех сторон, однако при анализе документа совет пришел к выводу, что "соблюсти баланс интересов всех игроков рынка в законопроекте не удалось".
По мнению экспертов совета, законопроектом предлагается несколько спорных договорных моделей.
Так, противоречия вызвала, в частности, договорная модель, предложенная разработчиками законопроекта - по осуществлению деятельности службы заказа такси. Согласно законопроекту, предлагается возложить на сервисы-агрегаторы солидарную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или его имуществу. Солидарную ответственность служба заказа такси будет нести вместе с водителем, а в ряде случаев - вместе с таксопарком.
Однако заложенный законопроектом подход, в соответствии с которым служба заказа такси - лишь исполнитель по договору об оказании посреднических или информационных услуг, не совпадает с ответственностью, которую разработчики хотят возложить на сервисы-агрегаторы.
По мнению экспертов совета, онлайн-сервисы по заказу такси, которыми пользуются граждане, не просто оказывают услуги посредника между пассажиром и такси. Они также взимают провозную плату, обеспечивают водителей транспортом, организуют пассажиропотоки и прочее.
В этом случае модель договора заказа такси должна быть более глубоко проработана, отметили в совете.
Также в проекте закона предусмотрено, что, согласно договору "по обеспечению осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси", автомобиль предоставляется в аренду водителю для оказания услуг по перевозке граждан, но при этом водителю предоставляется возможность проходить медицинский осмотр у своего арендодателя, а арендодателю полностью заниматься содержанием и техническим обслуживанием автомобиля.
По заключению совета, такая договорная модель трудно отличима от трудового найма водителя.
В сентябре на портале regulation.gov был размещен проект закона Минтранса РФ, который предлагает с 1 марта 2023 года ввести для служб заказа такси ответственность перед пассажирами, пострадавшими при поездках на такси.
Проект закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" касается деятельности агрегаторов заказа такси и самозанятых.
Законопроект ранее был направлен на экспертизу в Совет при президенте по кодификации и совершенствованию законодательства министерством транспорта РФ.