Биржевые новости

8 апреля 2019 г.  08:14

Правительство определило правила продажи "Трансконтейнера"

Вице-премьер Максим Акимов 5 апреля направил первому вице-премьеру Антону Силуанову согласованный проект директивы правительства по продаже 50% плюс 2 акций "Трансконтейнера", пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники. Если Антон Силуанов утвердит директиву, совет директоров ОАО РЖД должен будет одобрить условия аукциона и стартовую стоимость с учетом рекомендаций инвестиционного консультанта.

Согласно проекту директивы, в аукционе могут принять участие компании, удовлетворяющие следующим условиям: если их бенефициары - граждане России, не аффилированы с федеральной или местной властью (контроль менее 30%), не имеют убытков за 2018 год и не находятся под контролем морских контейнерных линий. Также они должны либо владеть не менее 20% акций "Трансконтейнера", либо - не менее 5 тыс. вагонов или контейнерным терминалом на 50 тыс. TEU переработки в 2018 году.

Сейчас, помимо 50% плюс 2 акций, находящихся на балансе подконтрольной ОАО РЖД Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), крупные доли "Трансконтейнера" принадлежат ВТБ (24,84%, имеет форвардный контракт со сторонним инвестором) и "Енисей Капиталу" Романа Абрамовича и Александра Абрамова (24,74%).

Победитель не сможет в течение двух лет уступить контроль над акциями или собственным капиталом под угрозой штрафа в четверть цены сделки. Также он должен будет в течение трех лет (остатка того года, когда произойдет покупка, и двух полных лет после этого) исполнять план по перевозкам, предусмотренный действующей стратегией "Трансконтейнера".

По оценкам источника "Коммерсанта", условиям удовлетворяют не менее 40 компаний. Как пояснил газете федеральный чиновник, разработчики документа ставили целью максимально расширить круг участников "при сохранении функциональности "Трансконтейнера"". Это соответствует согласованной позиции Минэкономики, Минтранса, ФАС и ОАО РЖД, зафиксированной в июне 2018 года на совещании у М.Акимова.

В отличие от варианта, согласованного правительством два года назад, ни государство, ни ОАО РЖД встречных обязательств перед инвестором не берут. В 2017 году обсуждалось, что покупатель заключит с правительством и ОАО РЖД соглашение на семь-десять лет, где будут в том числе закреплены формула индексации тарифов на контейнерные перевозки и гарантии по отсутствию дискриминации по доступу к инфраструктуре ОАО РЖД.

Тарифы монополии по контейнерным перевозкам отстают по темпам роста от средних грузовых, и гарантии сохранения этого, равно как и неизменность технологических, арендных и договорных отношений с ОАО РЖД, минимизировали бы риски покупателя. Об этом в 2017 году писал в контексте аукциона, в частности, UCL Holding Владимира Лисина.

Но, как сообщил "Коммерсанту" федеральный чиновник, в директиве подобные гарантии не предусматриваются: "ОАО РЖД сформировало рыночного игрока в лице "Трансконтейнера" и хочет получить за него справедливую стоимость. Кроме того, оно заинтересовано в развитии оператора за счет рыночных механизмов новыми собственниками".

О желании участвовать в аукционе объявляли Первая грузовая компания (ПГК, входит в UCL Holding), которая планировала для этого партнерство с международным контейнерным оператором Mediterranean Shipping Company, группа "Дело" Сергея Шишкарева, купившая 30,75% Global Ports, "Логопер" Александра Кахидзе и французская контейнерная линия CMA CGM (с тех пор купила 50% "Логопера"), РФПИ с инвесторами, а также владевшая пакетом в "Трансконтейнере" FESCO. Но FESCO в итоге отказалась от этих планов и продала свой пакет ВТБ.


Статьи, публикации, интервью...