Биржевые новости

6 июня 2019 г.  09:08

Для расчета совокупной долговой нагрузки граждан депутаты предлагают использовать данные квалифицированных БКИ

В Госдуму внесен законопроект о поправках в законы "О кредитных историях" и "О сельскохозяйственной кооперации", предлагающий ввести институт квалифицированных бюро кредитных историй (БКИ), которые будут уполномочены реализовывать новый механизм расчета совокупной долговой нагрузки гражданина.

Законопроект, внесенный группой депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым, разработан в рамках реализации поручения президента РФ Владимира Путина, данного в декабре 2016 года, об установлении обязанности проверки у гражданина обязательств по кредитным договорам при выдаче потребительского кредита.

Как говорится в пояснительной записке к проекту, его целями являются повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышение эффективности предоставления и возврата заемных средств, а также создание и определение условий для сбора, обработки, хранения и предоставления в БКИ информации, характеризующей своевременность исполнения предусмотренных законом обязательств.

Документ предусматривает комплексную модернизацию существующей системы формирования кредитных историй с учетом уровня развития современного кредитного рынка и финансовых технологий.

С введением в действие изменений, предложенных законопроектом, Банку России предстоит разработать порядок расчета совокупной долговой нагрузки пользователями кредитных историй, предполагающий реализацию механизма расчета по принципу "одного окна".

Законопроект также предлагает внести изменения в действующее законодательство, позволяющие облегчить доступ пользователей и субъектов кредитных историй к получению информации из БКИ и уточнить состав сведений, входящих в кредитную историю, создать нормативную базу для обмена такими сведениями между БКИ.

При этом Банку России будет предоставлено право определять порядок формирования сведений, входящих в кредитную историю (сейчас БКИ сами определяют состав таких сведений), и право устанавливать требования к унифицированным форматам информационного обмена сведениями, необходимыми для расчета совокупной долговой (платежной) нагрузки между квалифицированными БКИ и пользователями кредитных историй.

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить перечень сделок, по которым информация должна направляться в БКИ, и уточнить состав источников формирования кредитных историй.

Изменения, предлагаемые законопроектом, предусматривают совершенствование надзорных полномочий Банка России в отношении БКИ.

Банк России будет наделен правом устанавливать требования к финансовой устойчивости, качеству управления и внутреннего контроля, обеспечению непрерывности деятельности, а также иные требования при осуществлении взаимодействия между БКИ и пользователями кредитных историй в целях получения данных о платежной нагрузке субъектов кредитных историй в зависимости от статуса БКИ.

Банку России предлагается предоставить право исключать БКИ из государственного реестра без решения арбитражных судов при выявлении неоднократных или существенных нарушений законодательства, устанавливать квалификационные требования к руководителям БКИ.

Срок вступления в силу закона устанавливается по истечении одного года со дня его официального опубликования в связи с необходимостью приведения бюро кредитных историй и иными участниками финансового рынка своих автоматизированных систем в соответствие с новыми требованиями.

Ранее А.Аксаков сообщал, что Госдума может законодательно закрепить предельный уровень долговой нагрузки для граждан (максимальный допустимый ежемесячный размер выплаты гражданина-заемщика по кредиту) в размере, который не превышает 50% дохода гражданина.

По его словам, итогового решения по законодательному ограничению нет, тема носит дискуссионный характер.

ЦБ в письме, которое имелось в распоряжении "Интерфакса", среди проблем внедрения показателя долговой нагрузки, помимо вопросов с методикой расчета, называло отсутствие открытых источников сведений о кредитной нагрузке из всех БКИ. "Для кредитной организации будет достаточно одного запроса в любое бюро, а подсчет будет организовываться на основании данных, которые имеются", - говорилось в письме.

В пояснительной записке к новому законопроекту говорится, что крупные кредиторы будут иметь возможность самостоятельно обеспечить взаимодействие в режиме реального времени с квалифицированными БКИ для целей расчета совокупной долговой нагрузки, поскольку предложенный программный интерфейс представляет собой удобный и простой способ доступа к данным квалифицированных БКИ. Для малых и средних кредиторов предполагается разработка с участием квалифицированных БКИ и ИТ-компаний соответствующего программного обеспечения с учетом уже имеющихся на рынке программно-технических решений, позволяющих кредиторам в автоматизированном режиме получать и обрабатывать кредитные отчеты от нескольких БКИ.

В целях повышения достоверности и качества данных, используемых для расчета долговой нагрузки субъектов, предполагается информационный обмен между квалифицированными и иными БКИ, а также между БКИ и кредиторами в масштабе времени, близком к реальному (конкретные сроки будут определены с учетом технических возможностей каналов связи).

Предполагается также наделить Банк России правом устанавливать требования к унифицированным форматам информационного обмена сведениями, необходимыми для расчета совокупной долговой нагрузки между квалифицированными БКИ и пользователями кредитных историй.

Предполагается ограничить стоимость услуги квалифицированного БКИ по предоставлению сведений о долговой нагрузке субъекта кредитной истории величиной, которая не должна превышать более чем на одну треть среднерыночное значение стоимости кредитного отчета, ежегодно определяемое и публикуемое Банком России.


Статьи, публикации, интервью...