Биржевые новости

22 июля 2019 г.  17:04

Максимальный размер привлеченных инвестиций через краудфандинговые платформы составит 1 млрд руб. в год - законопроект

Финансовый комитет Госдумы РФ подготовил новую редакцию законопроекта о привлечении средств с использованием инвестиционных (краудфандинговых) платформ. Физлица, которые не являются квалифицированные инвесторами, смогут вложить не более 600 тыс. рублей в год, а инвесторы привлечь не более 1 млрд рублей в год. Предполагается разрешить куплю и продажу утилитарных цифровых прав (токенов).

Новая редакция законопроекта опубликована в электронной базе данных нижней палаты парламента в понедельник.

Как сообщалось, в мае 2018 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о привлечении средств с использованием краудфандинговых платформ. Предполагалось, что российские компании и ИП для реализации различных проектов смогут привлекать деньги граждан, ИП и юрлиц. Размер собственных средств оператора платформы должен составлять не менее 5 млн рублей (данная норма осталась и ко второму чтению). Реестр операторов инвестиционных платформ ведет ЦБ РФ (данная норма также осталась). Претерпели изменения годовые объемы инвестиций и перечень продуктов, в которые можно вкладываться.

В законопроекте прямо прописывается, что неквалифицированные инвесторы не вправе инвестировать в течение одного календарного года в рамках всех инвестиционных платформ в РФ более 600 тыс. рублей. Данное ограничение, помимо квалифицированных инвесторов, не касается также граждан, зарегистрированных как ИП. При этом оператор платформы будет обязан контролировать граждан на соблюдение данного требования при каждом инвестировании и в случае необходимости производить выкуп проданных ранее инвестиционных продуктов в течение года с момента совершения сделки.

Новая редакция предполагает, что инвесторы в рамках инвестиционной платформы могут привлечь в течение одного календарного года не более 1 млрд рублей. Данное ограничение не коснется ПАО, которые продают или покупают утилитарные цифровые права (токены).

Ранее проект закон не содержал ограничений по инвестированию, данные параметры должен был установить ЦБ РФ. Также не было прописана возможность инвестирования в утилитарные цифровые права.

В первом чтении предполагалось, что инвестировать через краудфандинговую платформу можно путем предоставления займов, приобретения ценных бумаг, покупки доли участника в уставном капитале ООО, доли в складочном капитале хозяйственного товарищества или хозяйственного партнерства либо путем приобретения токенов инвестиционного проекта.

Минфин РФ предупреждал, что заложенная в проекте закона возможность размещения эмиссионных ценных бумаг с использованием инвестиционных платформ несет в себе риски возникновения регуляторного арбитража (разницы в нормативном регулировании) с традиционной биржей. В подготовленном ко второму чтению законопроекте уточняется, что инвестировать можно путем представления займов, путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг. Также разрешено инвестировать через покупку утилитарных цифровых прав. Норма о цифровых правах является новой и ранее в проекте закона не прописывалась. Согласно тексту, речь идет о праве требовать передачи вещи (вещей); праве требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав использования результатов интеллектуальной деятельности; право требовать выполнения работ или оказания услуг.

Уточняется, что если инвестирование с использованием инвестиционной платформы осуществляется путем приобретения размещаемых ценных бумаг, такие ценные бумаги могут размещаться только путем закрытой подписки.

Основное отличие данного закона от принятого также в первом чтении законопроекта о супермаркете финансовых продуктов (marketplace) в том, что инвестиции предполагаются не только в финансовые продукты. Закон идет в пакете с проектом закона "О цифровых финансовых активах", который пока еще не готов ко второму чтению.

Законопроект планируется рассмотреть во втором чтении 23 июля, в случае принятия он вступит в силу с 1 января 2020 года.


Статьи, публикации, интервью...