Ситуация на рынке корпоративных облигаций.
10.05.2014
В последние годы российский рынок корпоративных облигаций развивается весьма динамично, но ему не хватает стабильности, он слишком волатилен. А это отпугивает многих потенциальных эмитентов и инвесторов. Что ждет данный рынок в ближайшее время, и какие основные факторы станут определять на нем ситуацию?
Сделано много, но не все.
Сегодня облигационный рынок составляет примерно 7 млрд. долл. Согласно оценкам экспертов, в течение ближайших пяти лет в управляющих компаниях сосредоточится до 20 млрд долл. Эти деньги должны напрямую повлиять на прирост рынка.
На рынок облигаций повлиять также может изменение механизма оценки рисков для инвесторов. Так, в 2008 г. произошла первая серьезная коррекция доходности и для многих стало неприятным сюрпризом, что на облигациях можно терять не меньше, чем на акциях, т.е. до 10-15% от инвестирования. Это заставило инвесторов более взвешенно и профессионально относиться к своим вложениям в данные ценные бумаги и более тщательно подходить к оценке рисков. Кроме того, есть основания считать, что этот процесс уже происходит. Но когда в 2010 г. тоже наблюдалась существенная коррекция рынка, отношение к ней было гораздо спокойней.
Этому также способствовало происходящее в последние годы совершенствование законодательства. Тогда практически каждый квартал появлялись новые законодательные и нормативные акты. Одним из важнейших документов стал закон о снижении налога на эмиссию облигаций (до этого он равнялся 8%). Если сегодня объем рынка составляет 7 млрд долл., то за последние годы эмитенты недополучили прибыли примерно в 60 млн долл., а это весьма значительная сумма. На необходимости снижения налога долго настаивали все участники рынка. И, наконец, ими была одержана «историческая» победа - налоговая ставка с начала 2010 г. не сможет превышать 100 тыс. рублей. Таким образом эти расходы из значительных превратились почти в чисто символические, если учитывать, что средняя стоимость эмиссии находится где-то в пределах 500 млн рублей.
Положительным для рынка облигаций является изменение, связанное со стандартами раскрытия информации. Ее объем, который должен представить эмитент, почти не оставляет лазеек для утаивания важных сведений, и он близок к количеству информации, предоставляемому компанией на еврорынках. Появились и новые доступные источники информации, каждый эмитент обязан ее публиковать на своем сайте в Интернете.
Правда, есть и изменения, к которым профессиональные участники рынка относятся не однозначно. Например, согласно существующей норме, андерайтер не имеет право приобретать свыше 25% эмиссии облигаций. Изначально это норма была направлена на то, чтобы оградить инвесторов от манипуляций со стороны эмитентов и организаторов выпуска. Но, как полагают некоторые аналитики, учитывая новый уровень раскрытия информации, данное положение скорей создает дополнительные сложности, причем как эмитенту, так и организатору выпуска.
Заметным нововведением является и популяризация рынков бинарных опционов (подробнее: https://verumoption.com/ru/). Идея, которая двигала ее инициаторов, понятна. Таким образом они хотели защитить интересы инвесторов, а также снять напряжение, которое возникло у ФКЦБ в последние годы - комиссия почти не справлялась со своими функциями.
С одной стороны, финансовые консультанты помогают регулятору оперативней и качественней анализировать выпуски облигаций. Но с другой, у эмитента возникли дополнительные затраты, вызванные наличием еще одного звена. Причем сказанное относится не только к деньгам. Одновременно увеличивается административная нагрузка на эмитента, поскольку в день размещения финансовый консультант заверяет реестр заявок, а также присутствует на других размещениях. Все это делает процесс продолжительнее.
Однако несмотря на существенные сдвиги, осталось немало проблем, ждущих своего решения. Так, например, уже много лет ведется речь о секьюритизации. Из-за ее отсутствия на российском рынке нельзя привязывать активы к ценным бумагам таким образом, чтобы у инвестора появлялись права требования на эти активы, причем не включаемые в конкурсную массу в процессе банкротства компании. По оценкам, развитие секьюритизации способно увеличить обороты на рынке в 1,5-2 раза. Уже сегодня существует немало компаний, банков, желающих подвергнуть секьюритизации имеющиеся у них на балансе активы.
Актуален и вопрос о введении в оборот коммерческих бумаг. Сейчас, кроме рынка корпоративных облигаций, существует еще и рынок векселей, который по сути дела выведен из-под регулирования. Никаких промежуточных «посадочных площадок» для участников рынка нет. В то же время для многих эмитентов представляется нецелесообразным выпускать облигации небольшими партиями и на короткие сроки, а потому они вынуждены прибегать к выпуску векселей. Введение коммерческих бумаг, т.е. бумаг с упрощенным порядком регистрации и утверждения, но которые могли бы обращаться в электронной форме, а их эмиссия бы регулировалась по ясным стандартам и правилам, стало бы важным шагом по улучшению инвестиционного климата в России. Правда, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) внесла соответствующее предложение в правительство, но что из этого выйдет, пока не ясно.
В мировой практике считается нормальной ситуация, когда эмитент непосредственно перед самим размещением решает, каковы будут сроки и объем выпуска. В России это серьезная проблема, такие условия требуют согласования с регулирующими инстанциями, а подготовка к эмиссии занимает 3—4 месяца. Но нередко компании сталкиваются со следующей ситуацией: когда они принимали решение о выходе на рынок, там обстановка была одна, а когда они закончили подготовку к выпуску, она сильно изменилась. Если, к примеру, оказывается, что рынок готов покупать облигации по очень хорошей цене, то быстро увеличить объем эмиссии невозможно. Поэтому целесообразно внести изменения, более гибко реагирующие на перемены в конъюнктуре и позволяющие эмитенту изменять основные параметры выпуска за очень короткий срок.
Впрочем, некоторые полагают, что ключевой проблемой рынка остаются вопросы регистрации выпусков. За последние годы по этой причине компании потеряли десятки, а может быть, и сотни миллионов долларов. Согласно положению, при размещении облигаций до дня регистрации выпуска, который должен быть сначала одобрен советом директоров компании, а затем ФСФР, действует запрет на обращение бумаг. Это увеличивает риски инвесторов, что приводит к изменению цен на облигации до 10%, так как инвесторы требуют за него свою премию.
Надежды не оправдались
В то же время многие аналитики полагают, что ожидания, с которым рынок входил в 2004 г., не оправдались. Его рост преимущественно носит количественный характер, а качественных изменений не происходит. Мало появляется новых инструментов, новых эмитентов. Остаются короткими сроки заимствования, они редко превышают год-полтора, а основной объем выпусков — от 500 млн до 1 млрд рублей. Не случайно, что от размещения отказались несколько весьма важных эмитентов, которые намеревались выйти с большими размерами заимствования.
Банкам надо потесниться
Особенность российского рынка корпоративных облигаций — его зависимость от коммерческих банков, на которые, согласно оценкам, приходится до 80% его объема. В то же время роль институциональных инвесторов остается незначительной. Пока практически не пришли на облигационный рынок пенсионные деньги.
Чем плохо, что до 80% рынка контролируется банками? Если существует много разных инвесторов, то ситуация становится более надежной и прогнозируемой. Если же на рынке правят бал банки, то рынок становится потенциально неустойчивым. Так, когда банки продают активы, то, к примеру, фонды их покупают, и наоборот. В итоге общий баланс остается в целом прежним. У нас же когда банки начинают массированную скупку бумаг, то их котировки повышаются, а доходность резко падает. Если же из-за ухудшения ситуации в банковской системе банки начинают активно распродавать облигации, цены падают, а доходность идет вверх.
Засилье банков ведет к еще одному неприятному последствию — краткосрочному характеру рынка, а именно - облигации запускаются на орбиту максимум на полтора года в силу того, что банки не имеют возможностей для долгосрочного инвестирования. На зарубежных площадках до половины инвесторов — долгосрочные, они выступают как бы его якорями, поддерживая стабильность на нем. Это снижает волатильность рынка.
Конкуренты впереди
Российский рынок облигаций развивается не сам по себе, а в конкуренции с рынком евробондов. И, надо отметить, пока евробонды выигрывают у своих российских соперников с большим счетом. В 2004 г. за январь—август отечественные компании разместили на внутреннем рынке облигаций на сумму более 70 млрд руб. (примерно 2,5 млрд долл.), на внешнем - на 6,5 млрд долл. В результате на конец августа прошлого года суммарная емкость внутреннего рынка облигаций составила 7,5 млрд долл., евробондов — 18,8 млрд долл. Если взять 200 наиболее крупных российских компаний, то почти все они занимают за рубежом в разы больше, чем у себя дома.
На внешнем рынке облигаций российские компании имеют возможность привлекать суммы свыше 1 млрд долл. на срок до 10 лет (крупнейшие компании), крупные до 7 лет, отмечает начальник отдела корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Роман Зильбер. В России даже самые крупные корпорации вряд ли смогут взять с рынка более 1,5 млрд руб. на сроки 3—5 лет, а средние — на 2-3 года.
Заемщики считают, что привлечение средств за границей обходится дешевле. Это можно проиллюстрировать на примере облигаций «Газпрома», которые обращаются и у нас и за рубежом. Следует отметить, что в России «Газпром» абсолютный рекордсмен, ему удалось привлечь 10 млрд руб. на 3 года. Самые хорошие результаты у газового монополиста на российском рынке по основным показателям — доходности и срокам хуже, чем самые плохие результаты при размещении евробондов. Крупнейший заем компании на еврорынке равен 2 млрд долл. и заключен на 10 лет.
Проигрывает наш рынок и по колебаниям доходности. В России по акциям «Газпрома» она находится в промежутке 6-12% годовых, на еврорынке — от б до 7,5%, т.е. разница почти в 2 раза. Следовательно, нашим компаниям труднее планировать момент выхода на рынок, так как пока идет подготовка к эмиссии, ситуация может сильно измениться.
Возникает вопрос: каким образом привлечь на рынок долгосрочных инвесторов и тем самым повысить его качество? Сегодня активы банков более чем в 10 раз превышают активы всех остальных финансовых институтов. Организаторам выпусков зачастую невыгодно искать «длинных» денег, поскольку работы с этим много, а отдача не гарантирована. Поэтому им проще работать с банками.
Ситуацию можно было бы в какой-то степени исправить, изменив технологию размещения облигаций. На международном рынке облигации распределяются между участниками синдиката и инвесторами, в него не входящими. Синдикат распределяет бумаги между своими клиентами, которых организатор может и не знать. Такое распределение происходит чаще всего по взаимной договоренности эмитента и организатора. В итоге эмитент имеет возможность размещать ценные бумаги в соответствии со своими целями. Например, в каком-то географическом районе или для определенной группы инвесторов. В России ни у эмитента, ни у организатора такой возможности нет, так как бумага попадает на рынок в общий котел, где распределение происходит по принципу цены и времени. Облигации получают первыми те, кто дал либо большую цену, либо подал первым заявку. Это кажется справедливым, но такая практика не позволяет эмитенту создавать подрынки для обращения своих бумаг. Кроме того, большую часть эмиссии у нас может скупить всего один инвестор, например, крупный банк, дав чуть больше, чем другие. Для эмитента эта сумма большой роли не играет, для него может быть важней создать свою рыночную нишу.
Существующий способ размещения ценных бумаг на международном рынке создает большую мотивацию для поиска качественных инвесторов, которых приглашают в синдикат. В России такая мотивация ослаблена, так как ни организатор, ни эмитент не могут гарантировать инвестору твердой уверенности в стабильности рынка.
Преимущества европейской технологии распределения над российской технологией равного доступа в том, что эмитент влияет на состав инвесторов. Организатор через механизм распределения способен регулировать ликвидность выпуска, т.е. не допускать ситуации, когда он будет скуплен одним или даже несколькими покупателями и не поступит на вторичный рынок.
В России сейчас невозможно реализовать технологию размещения. Согласно законодательству, у нас существуют две формы подписки на выпуск: закрытая и открытая. Правила публичного размещения запрещают выделять какие-то группы инвесторов, это считается дискриминацией. Закрытая подписка требует индивидуального определения принципа размещения задолго до самого размещения. Поэтому синдикат ограничен в возможностях распределять ценные бумаги. Этот фактор не стоит преувеличивать, но он имеет свое значение.