"Виртуальный" банк.
В последние годы получила распространение так называемая «виртуальная модель» банка, которая существенно отличается от традиционной, состоящей из сети банковских отделений. В виртуальной модели не происходит непосредственных контактов клиентов со служащими банков, а используются разнообразные многоканальные системы предоставления услуг, например, банкоматы, телефонные и «домашние» банки, обеспечивающие прямой доступ клиентов к банковским услугам независимо от их территориального размещения. Как правило, информационные системы таких банков включают в себя рабочие места операторов, которые оснащены оборудованием, интегрирующим звуковые сигналы (голос) и цифровые данные, и надежно защищены благодаря устройствам, регистрирующим и запоминающим голоса и контролирующим доступ к системе.
Наибольшего успеха среди европейских банков такого рода (их называют еще «прямыми») достиг созданный в 1989 г. английский банк Фест Директ (филиал Мидленд Банка), обслуживающий сегодня более 500 тыс. клиентов. Успешное развитие прямых банков в Великобритании привело к тому, что английскими банками уже закрыто около четверти их обычных отделений, а число банковских служащих сократилось за последние 3—5 лет с 500 тыс. до 350 тыс., заметно возросло число занятых неполный рабочий день.
Преимуществами обслуживания клиентов по телефону являются снижение издержек (банковская операция, отражающаяся на текущем счете клиента и осуществляемая в агенстве, отделении или филиале банка, стоит от 10 до 20 долл., т. е. в 10 раз дороже, чем по телефону, а стоимость операции но продаже, например, ценных бумаг, достигает в агенстве 200 долл, в то время как по телефону—около 10 долл.); с точки зрения маркетинга — значительное сегментирование банковских продуктов и рынков; повышение качества предоставляемых услуг; пополнение в реальном времени информационной системы банков, в первую очередь, данными об их клиентах. Так, например, Бэнк оф Америка, принимающий ежедневно более 100 тыс. обращений по телефону, создал обширную базу данных, содержащую 800 млрд. параметров, отражающих пятилетнюю историю «финансового поведения» его клиентов.
Все эти процессы позволили не только ускорить расчеты и улучшить обслуживание клиентов без увеличения банковского персонала, но и ввести в оборот новые формы обслуживания и новые виды банковских продуктов (новые виды депозитов, кредитных операций), новые инструменты денежного рынка, которые были бы невозможны без высоких технологий, например, Интернета! Только европейских банков, имевших свои сайты в Интернете, к концу 1998 г. было более тысячи. В основном способы использования сайтов следующие:
- самый простой — предоставление пользователям каталога услуг и продуктов банка;
- более сложный — создание интерактивного сайта, позволяющего пользователю получать ответы на вопросы по поводу банковских операций;
- создание кибербанка-посредника, дающего возможность пользователю получать консультации о состоянии своих счетов и операций по ним;
- создание кибербанка, позволяющего его клиентам осуществлять такие банковские операции, как оплата счетов, денежные переводы, приобретение акций.
Значительная часть европейских банков (порядка 25— 30%) или предлагает своим клиентам наиболее простые услуги в Интернете, или чаще всего (более 60% кредитных институтов) выступает в качестве кибербанка, в то время как доля американских кибербанков невысока (порядка 20% на 1998 г.).
По численности кибербанков лидирующее место в мире занимает Германия (более половины всех банковских сайтов), далее следуют Франция и Испания, намного обгоняющие в этом плане Великобританию. Последняя основную часть своих инвестиций направляла на развитие персональных банковских компьютеров и телефонных банков, что отвлекало средства английских банков от вложений в самую передовую технологию — использование сети Интернет.
Одним из преимуществ использования компьютеров является то, что они позволяют более мелким банкам конкурировать с крупными, во-первых, за счет уменьшения издержек, а во-вторых, на основе открывающегося доступа мелких банков к услугам, производимым другими банками и финансовыми посредниками, как в их собственном государстве, так и во всем мире.