Инвестиционное взаимодействие России с развивающимися странами.
Обобщение результатов анализа инвестиционного взаимодействия России с развивающимися странами, сотрудничество с которыми отвечает стратегическим интересам нашей страны в долгосрочной перспективе, позволяет сделать несколько выводов.
Первый. Оборот капитала с этими группами стран пока крайне мал и не соответствует заложенному в них потенциалу.
Второй. Структура взаимных инвестиций далека от оптимальной и не способствует накоплению капиталовложений.
Третий. В большинстве случаев наблюдается симметрия видовой структуры инвестиций, которая дает основания полагать, что структуру притока иностранных инвестиций из конкретных стран можно частично «программировать» путем формирования соответствующей структуры экспорта отечественного капитала в эти государства.
Вместе с тем необходимо отметить, что состояние инвестиционного сотрудничества с указанными странами является отражением той стадии развития, на которой сегодня находятся наши двусторонние экономические отношения.
Например, преобладание кредитов во взаимодействии России с большинством развивающихся стран в настоящее время связано с обоюдным стремлением государств развивать торговлю. Поэтому отмеченное выше доминирование кредитной составляющей в инвестиционном сотрудничестве России с тем же Китаем или Индией следует понимать именно как следствие акцента, сделанного на развитие двусторонней торговли, для обеспечения которой и предоставляются кредиты. Кстати, нынешние масштабы движения капитала между Китаем, Индией и Россией даже с учетом перекоса в пользу кредитов все равно очень сильно отстают от реальных потребностей быстро растущего товарооборота.
С другой стороны, значительный объем накопленных в РФ прямых инвестиций из Польши свидетельствует о стремлении деловых кругов этой страны закрепиться на российском рынке, в том числе в качестве субпоставщика и субподрядчика ведущих европейских корпораций, поскольку в самой Европе польским бизнесменам конкурировать намного сложнее, чем в России. Данный подход характерен в целом для большинства стран ЦВЕ, что обуславливает более равномерное (насколько это возможно сегодня) распределение их инвестиций на прямые и прочие.
Наконец, на постсоветском пространстве Россия прочно занимает позиции инвестиционного донора, поскольку в настоящее время отечественный бизнес заинтересован в расширении своего присутствия в регионе. Речь идет как о закреплении на рынках сбыта, так и о приобретении перспективных предприятий, которые могут быть включены в уже сложившиеся или нарождающиеся производственные цепочки.
Отдельно хотелось бы отметить предпринимаемые нашими белорусскими партнерами усилия, направленные на развитие экономической интеграции с Россией. Годовой объем их вложений в РФ в относительном и, что еще более показательно, абсолютном выражении в несколько раз превосходит цифры, на которые сегодня смогли выйти наши соседи из Украины и Казахстана, чей потенциал никак не ниже белорусского.
Следует подчеркнуть, что все три вывода (об объемах, структуре и симметрии), сделанные на основе анализа инвестиционного сотрудничества России с развивающимися странами, на наш взгляд, в равной степени справедливы и относительно взаимодействия нашей страны с развитыми государствами. Поэтому, осознавая важную роль структуры вывоза капитала российского происхождения, представляется необходимым предпринимать меры по ее улучшению, поскольку в настоящий момент она перенасыщена кредитными ресурсами. В купе с мероприятиями по совершенствованию условий привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию эти действия способны в перспективе существенно повлиять на изменение характера поступающего в нашу страну зарубежного капитала, содействуя стабильному росту его накоплений.