Либерализация финансовых рынков Японии.
Традиционно кредитные институты имели доступ к крупным сбережениям крупных компаний (в рамках финансово-промышленных групп). В свою очередь, власти также снабжали их ликвидностью и при необходимости вмешивались, чтобы купировать кризисные явления. Значительные кредиты шли «своим предприятиям», и поддержание долговременных связей с ними было для банков одним из главных приоритетов. Считалось, что показатели эффективности, риска и прибыли как банков, так и промышленных предприятий важны лишь в той степени, в какой их достижение не мешает работе всей экономической системы в целом. И в условиях высоких темпов роста японской экономики такая философия работала очень успешно. Вплоть до 1990-х гг., когда стали очевидны как недостатки старой системы работы кредитных учреждений, так и некоторые отрицательные последствия либерализации финансовых рынков.
В начале 1990-х гг. случился коллапс так называемой экономики мыльного пузыря, означавшей значительный рост стоимости активов в отрыве от темпов развития материального производства. В те годы банки активно раздавали кредиты под залог росших в цене земли, недвижимости и бумаг. В итоге, когда многие заемщики столкнулись со снижением стоимости активов и оказались не в состоянии вернуть кредиты, почти все японские финансовые институты столкнулись с кризисом платежей и ростом «плохих долгов». Более того, в результате повсеместного падения стоимости активов пострадал собственный капитал банков в виде недвижимости и ценных бумаг, заметно потерявших в рыночной стоимости.
Вначале банки пытались справиться с накопившимися проблемами самостоятельно. Однако многим из них это оказалось не по силам. Все проблемы в полной мере вызрели к 1997 г., когда солидный банк «Хоккайдо такусёку» был вынужден объявить о своем банкротстве. Он был первым. За ним последовали несколько других крупных финансовых институтов. Ценные бумаги кредитных институтов на бирже пошли вниз, причем с этой проблемой столкнулись все японские банки без исключения. В условиях очевидного кризиса заметно сузилась возможность кредитоваться на международных рынках — кредитные лимиты для японских банков на финансовых рынках США и Европы ужесточились, и проценты на получаемые кредиты пошли вверх.
В середине 1990-х гг. к решению банковских проблем вплотную подключилось правительство. Власти влили немало денег в банковскую систему для повышения достаточности капитала. Некоторые кредитные учреждения были временно национализированы, санированы и перепроданы иностранцам. Правительство сформировало Агентство финансового надзора и Комиссию по финансовой реконструкции.
Новые учреждения были призваны отладить прозрачную систему контроля над кредитными учреждениями и усилить банковский надзор. Они пересмотрели классификаторы займов, убытков, требования к достаточности капитала и т.п. Была лимитирована система страхования депозитов. Банковским институтам также было предписано принять меры по совершенствованию своего корпоративного управления, введя четкую систему правил и регуляторов собственной деятельности.
Правительственная программа перестройки банковской системы получила название «Биг бэнг» («Большой взрыв»). По сути, перестройка разрушила преграды между банковскими и небанковскими институтами. Банки получили доступ к операциям на рынках ценных бумаг и страхования, чего они были лишены после войны. Власти также открыли банковский сектор для иностранцев - в надежде на то, что обострение конкуренции ускорит реформу отрасли.