Процесс секьюритизации как механизм совершенствования системы долгосрочного кредитования.
Первым шагом в сторону развития процесса секьюритизации в России стало принятие Федерального закона №152 от 11 ноября 2003 г. «Об ипотечных ценных бумагах». Данным законом регулируются «...отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключением закладных», т. е. только результаты секьюритизации ипотечных ценных бумаг. Следовательно, вопрос регулирования закладных в механизме секьюритизации остался не рассмотренным законом.
Кроме того, закон выделяет два вида инструментов — облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия. Последние - формально новый вид ценных бумаг в российском законодательстве, хотя по своей правовой природе они представляют собой аналог паев паевых инвестиционных фондов, введенных в оборот указом Президента РФ № 765 от 26.07.1995 г. «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной политики РФ». Однако предусмотренное российским законодательством и активно функционирующее на финансовом рынке доверительное управление имуществом, с одной стороны, позволяет применять этот финансовый инструмент на практике, а с другой - работа с ипотечными сертификатами участия требует специальных знаний от участников ипотечного рынка в совершенно новой области.
Поскольку выпуски ипотечных ценных бумаг являются составной частью процесса секьюритизации, следует обратить внимание также на само понятие security. Так, в американском праве к ценным бумагам с признаком security относят финансовые инструменты с инвестиционным характером, в отношении которых установлен единообразный правовой режим. Российским законодательством к такому типу относятся акции, облигации, инвестиционные паи, ипотечные сертификаты участия. Все названные бумаги могут быть применены к секьюритизации денежных требований.
Однако расхождения между нормативными актами и законами, регламентирующими функционирование каждой в отдельности ценной бумаги, создают препятствия для формирования эффективно работающего механизма секьюритизации. Для регулирования отношений с ценными бумагами, обладающими инвестиционным характером, необходимо единое законодательство. А поскольку в России пока отсутствует унифицированный подход к юридическим вопросам по сделкам с ипотечными ценными бумагами, будут появляться новые законодательные недоработки, тормозящие развитие системы ипотечного кредитования и закрывающие источник их финансирования — секьюритизацию банковских активов.
Следует отметить, что законодательная база РФ в отношении ипотечного кредитования и создания вторичного рынка ипотечных кредитов постоянно совершенствуется. В Государственной Думе находятся на рассмотрении несколько законопроектов, влияющих на развитие ипотечного кредитования. Приоритетными из них являются: проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» и законопроект «О кредитных историях». Уже одобрены Советом Федерации (8 августа 2004 г.) законы, касающиеся в основном регулирования Налогового кодекса РФ.
Принятие правильных решений по существующим законопроектам позволит дать полное право на существование секьюритизации ипотечных активов в реальной практике, решить проблему рефинансирования ипотечных кредитов и защитить интересы всех участников финансового рынка.