Измерение деловой активности.
Опросы предпринимателей (корпораций) и домашних хозяйств отражаются в обзорах деловой и потребительской активности. На данном направлении в последние годы явно ощущается некоторый застой. Проведенные впервые в конце 40-х - начале 50-х гг. в Японии и Германии опросы предпринимателей были необходимы для восполнения острого недостатка экономической статистики, система которой была разрушена Второй мировой войной. Довольно быстро стало очевидно, что мнения руководителей предприятий не менее ценны сведений о финансово-хозяйственных результатах деятельности предприятий, поскольку отражают ожидания развития производства и изменения экономической конъюнктуры. Вот почему с восстановлением национальной статистики опросы предприятий не только не исчезли, но и стали проводиться даже чаще.
В настоящее время нет ни одной развитой страны, где не проводились бы опросы предпринимателей. Оценки и ожидания руководителей предприятий оказались настолько ценным источником информации для планирования хозяйственной деятельности, что корпорации в ряде случаев совместно организуют такие опросы. Но несмотря на более чем полувековой опыт обзоров деловой и потребительской активности, они все еще представляют собой маргинальную область экономической науки.
Для этого имеется несколько серьезных причин. Экономическая теория базируется на исследованиях, эмпирическую основу которых составляет официальная статистика. Биржевая информация также носит официальный характер, не говоря уже о бухгалтерских балансах. «Качественные данные», получаемые в ходе опросов, не вписываются в эту систему информации. Вместе с тем нет ни одного экономиста, который бы не сетовал на неточность экономической статистики и бухгалтерских балансов. Известно, что статистическим органам приходится постоянно «досчитывать» итоговые параметры развития экономики, что затрудняет оперативное управление народным хозяйством. Переход к МСФО также свидетельствует о стремлении хотя бы частично преодолеть неадекватность финансового учета реальному движению денежных средств организаций. Так что дело не в том, что «качественные данные» неточны («количественные данные» тоже не слишком точны), а в том, что между первыми и вторыми не найдено количественных взаимосвязей.
Другой, не менее важной причиной, является выборочный характер опросов. Экономисты ориентируются на данные, отражающие результаты финансово-хозяйственной деятельности всех организаций, а «качественные данные» получают на основе выборок из генеральной совокупности организаций,-и какой бы уровень репрезентативности ни был достигнут, он заведомо проигрывает генеральной совокупности. В общественном сознании не сформировалось понимание того, что измерение ожиданий и намерений хозяйствующих субъектов не может не отличаться от измерения результатов финансово-хозяйственной деятельности. В социологии давно выяснено, что научно обоснованная выборка позволяет измерять ценностные ориентации примерно на 10%-ном уровне репрезентативности. Любое увеличение выборки лишь подтверждает структуру ценностных ориентаций, не изменяя ее.
Не менее важной причиной является суженность содержательной стороны опросов руководителей предприятий и домашних хозяйств по сравнению с экономической статистикой. Экономисты считают, что обзоры деловой и потребительской активности отражают лишь конъюнктурные моменты хозяйственной деятельности. Такое отношение к обзорам представляется некорректным по крайней мере по двум причинам. Во-первых, все известные методики опросов строятся на базе экономической теории и направлены на выяснение наиболее существенных экономических взаимосвязей между производством, занятостью, ценами, финансовым состоянием предприятий и конъюнктурой рынка на уровне микроэкономического анализа. Формирование макроэкономических параметров на основе агрегирования ответов, полученных с помощью опросов, не только не уступает в точности макроэкономическим агрегатам, получаемым на основе экономической статистики, но в ряде случаев и превосходит их, как будет показано далее.