Измерение деловой активности.

Опросы предпринимателей (корпораций) и домашних хозяйств отражаются в обзорах деловой и потребительской активности. На данном направлении в последние годы явно ощущается некоторый застой. Проведенные впервые в конце 40-х - начале 50-х гг. в Японии и Германии опросы предпринимателей были необходимы для восполнения острого недостатка экономической статистики, система которой была разрушена Второй мировой войной. Довольно быстро стало очевидно, что мнения руководителей предприятий не менее ценны сведений о финансово-хозяйственных результатах деятельности предприятий, поскольку отражают ожидания развития производства и изменения экономической конъюнктуры. Вот почему с восстановлением национальной статистики опросы предприятий не только не исчезли, но и стали проводиться даже чаще.

В настоящее время нет ни одной развитой страны, где не проводились бы опросы предпринимателей. Оценки и ожидания руководителей предприятий оказались настолько ценным источником информации для планирования хозяйственной деятельности, что корпорации в ряде случаев совместно организуют такие опросы. Но несмотря на более чем полувековой опыт обзоров деловой и потребительской активности, они все еще представляют собой маргинальную область экономической науки.

Для этого имеется несколько серьезных причин. Экономическая теория базируется на исследованиях, эмпирическую основу которых составляет официальная статистика. Биржевая информация также носит официальный характер, не говоря уже о бухгалтерских балансах. «Качественные данные», получаемые в ходе опросов, не вписываются в эту систему информации. Вместе с тем нет ни одного экономиста, который бы не сетовал на неточность экономической статистики и бухгалтерских балансов. Известно, что статистическим органам приходится постоянно «досчитывать» итоговые параметры развития экономики, что затрудняет оперативное управление народным хозяйством. Переход к МСФО также свидетельствует о стремлении хотя бы частично преодолеть неадекватность финансового учета реальному движению денежных средств организаций. Так что дело не в том, что «качественные данные» неточны («количественные данные» тоже не слишком точны), а в том, что между первыми и вторыми не найдено количественных взаимосвязей.

Другой, не менее важной причиной, является выборочный характер опросов. Экономисты ориентируются на данные, отражающие результаты финансово-хозяйственной деятельности всех организаций, а «качественные данные» получают на основе выборок из генеральной совокупности организаций,-и какой бы уровень репрезентативности ни был достигнут, он заведомо проигрывает генеральной совокупности. В общественном сознании не сформировалось понимание того, что измерение ожиданий и намерений хозяйствующих субъектов не может не отличаться от измерения результатов финансово-хозяйственной деятельности. В социологии давно выяснено, что научно обоснованная выборка позволяет измерять ценностные ориентации примерно на 10%-ном уровне репрезентативности. Любое увеличение выборки лишь подтверждает структуру ценностных ориентаций, не изменяя ее.

Не менее важной причиной является суженность содержательной стороны опросов руководителей предприятий и домашних хозяйств по сравнению с экономической статистикой. Экономисты считают, что обзоры деловой и потребительской активности отражают лишь конъюнктурные моменты хозяйственной деятельности. Такое отношение к обзорам представляется некорректным по крайней мере по двум причинам. Во-первых, все известные методики опросов строятся на базе экономической теории и направлены на выяснение наиболее существенных экономических взаимосвязей между производством, занятостью, ценами, финансовым состоянием предприятий и конъюнктурой рынка на уровне микроэкономического анализа. Формирование макроэкономических параметров на основе агрегирования ответов, полученных с помощью опросов, не только не уступает в точности макроэкономическим агрегатам, получаемым на основе экономической статистики, но в ряде случаев и превосходит их, как будет показано далее.

И. Варьяш

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

13 февраля 2025 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 13 февраля выросла на 4,52% и составила 59380,095 млрд руб.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 12 февраля выросла на 1,27% и составила 56812,474 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,331 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,763 руб.
19:10В России рост цен на сметану и творог опережает подорожание сливочного масла - Росстат
19:08Рост цен на овощи и фрукты в РФ продолжает ускоряться, лидируют огурцы - данные Росстата
19:05За период с 4 по 10 февраля цены на бензин в РФ выросли на 0,06% - Росстат
18:57Рынок российских акций вырос на 6-9,5%
18:57Индекс МосБиржи повысился на 0,3%, индекс РТС вырос на 2,1%
18:51Президент США призвал ФРС снизить ставки, несмотря на ускорение инфляции
18:48Цены на нефть замедлили снижение
18:45Финансовый комитет Госдумы не поддержал идею о запрете микрозаймов для граждан без трудового стажа
18:41В 2024 году "Черкизово" направило на инвестпрограму и M&A 47 млрд руб.
18:40Квантовые компьютеры смогут приносить практическую пользу через 5-10 лет, считает глава Google
18:33Запасы нефти в США выросли за период с 31 января по 7 февраля на 4070 тыс. баррелей, бензина - упали на 3035 тыс. баррелей
купить детский электроквадроцикл С удовольствием хочу поделиться своими впечатлениями об этой замечательной компании. Мы с женой уже довольно зрелые люди, привыкли делать покупки очень взвешенно. Недавно мы купили загородный дом совсем недалеко от родного Витебска и своего нового. . .