Движение капитала в условиях финансовой глобализации.
В условиях либерализации движения капиталов направление инвестиционных потоков во все большей степени определяется налоговыми режимами в принимающих странах (прежде всего это касается налогов на прибыли компаний). В рамках проводимых в Европе реформ особое внимание уделяется ликвидации налоговых барьеров между странами — членами ЕС.
В последние годы изменилось географическое распределение международных потоков капитала. В 1990 г. 75% экспорта и импорта прямых иностранных инвестиций осуществлялось между ведущими развитыми странами — США, Великобританией, Японией, Францией и Германией.
В 90-е гг. прошедшего столетия началась перегруппировка сил между странами Запада, наблюдался рост инвестиционного потенциала европейских стран - пять крупнейших европейских инвесторов (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Швейцария) обеспечили 80% нетто-экспорта ПИИ. С конца 90-х гг. Европа становится мировым инвестиционным центром. Формирование единого финансового пространства ЕС привело к заметному увеличению внутрирегионального движения капитала.
Однако в конце 90-х гг. произошло усиление активности европейских инвесторов не только внутри ЕС, но и за его пределами, прежде всего на американском рынке. К 2001 г. 70% всех накопленных ПИИ в США принадлежало странам ЕС. Общая сумма активов, контролируемая европейскими инвесторами на территории США, превышает американские активы в ЕС на 1,2 трлн долл., что составляет около 14% американского ВНП.
В 1999 г. впервые с 1913 г. США уступили мировое первенство по экспорту капитала Великобритании (152,2 млрд долл. и 199,3 млрд долл. соответственно). Крупнейшим нетто-экспортером в 90-е гг. была Германия (306,0 млрд долл.), а крупнейшим нетто-импортером -США (50,7 млрд долл.).
Движение ПИИ направлено на укрепление конкурентных позиций инвесторов и определяется комбинацией трех факторов: конкурентными преимуществами предприятий, региональными преимуществами принимающих стран и степенью транснационализации фирм. В последние годы активизировался процесс концентрации капитала, увеличились число и объем сделок по трансграничным слияниям и поглощениям, отражающим процесс формирования глобальных транснациональных корпораций. С 1991 по 1998 г. объем трансграничного движения капитала, участвующего в слияниях (поглощениях), вырос в 6,4раза и в 1999 г. достиг 1,1 трлн долл. Основные «мишени» располагались в США. За 1996-1999 гг. было приобретено около 500 американских фирм на сумму 280 млрд долл. На долю европейских инвесторов пришлось 84% этой суммы.
По мнению экспертов, в ближайшие годы можно ожидать увеличения объемов ПИИ в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, если там будут созданы более привлекательные для иностранных инвесторов условия. Основными сферами вложения ПИИ останутся финансово-банковский сектор, биотехнологии, электронная промышленность, сектор информационных технологий. В менее развитых странах сохранят свою привлекательность нефтегазовый и агропромышленный комплексы.
Можно предположить, что тенденции в международном движении капитала, которые сложились в последнее десятилетие, будут сохраняться и в ближайшее время. В связи с этим России для интеграции в мировое хозяйство и, возможно, участия в общем европейском экономическом пространстве необходимо решать крайне сложные задачи привлечения инвестиций в национальную экономику в условиях жесточайшей конкуренции и мобильности капитала. Очевидно, что меры по дальнейшей либерализации ввоза-вывоза капитала необходимы, однако они должны приниматься поэтапно, соизмеряться с интересами и возможностями российской экономики и сочетаться с мерами по укреплению национальной финансовой системы и развитию национального финансового рынка.