Английская нерезидентная компания и офшор.
В основе концепции английской нерезидентной компании лежит понятие двойной резидентности. Международное налоговое право различает два критерия резидентности корпоративных структур:
- место регистрации компании;
- место осуществления контроля за деятельностью компании и управления ею.
Если компания зарегистрирована в Великобритании, то она считается английской резидентной компанией (по месту регистрации). Допустим, что управление деятельностью этой компании осуществляется с территории другой страны. Тогда она с точки зрения налогообложения приобретает статус резидентной компании этой другой страны. Таким образом, появляется фактор двойной резидентности.
Если Великобритания подписала с этой страной соглашение об избежании двойного налогообложения, то в соответствии со ст. 249 британского закона о финансах 1994 г. рассматриваемая компания считается нерезидентной в Великобритании и резидентной с точки зрения налогообложения в другой стране.
Но здесь есть одна тонкость. Действие ст. 249 распространяется не на все страны, с которыми Великобритания подписала налоговые соглашения, а только на те, в которых имеется положение о так называемом «разъединении компаний с двойной резидентностью» (tiebreaker for dual resident companies). Указанное положение содержится примерно в 70 соглашениях Великобритании, включая следующие офшорные страны: Барбадос, Кипр, Ирландию (Дублин), Португалию (остров Мадейра), Люксембург, Маврикий, Сингапур и Швейцарию (отдельные кантоны).
Соглашения с другими странами, среди которых находятся такие известные офшорные юрисдикции, как Антигуа, Гренада, Гернси, Джерси, остров Мэн, Невис, не содержат положения о «разъединении» и, следовательно, не могут быть использованы в рассматриваемом варианте минимизации налогов.
Суть положения о «разъединении» состоит в том, что резидентность компании определяется по месту «эффективного управления» ею, и это должно быть зафиксировано в соглашении об избежании двойного налогообложения. Понятие «эффективное управление» подразумевает выполнение следующих основных требований:
- большинство совета директоров компании являются резидентами другой (не английской) договаривающейся стороны;
- заседания совета директоров проходят на территории другой договаривающейся стороны;
- общая политика и стратегия деятельности компании формируются за пределами Великобритании;
- управление деятельностью компании осуществляется с территории другой договаривающейся стороны;
- управление банковскими счетами компании осуществляется директорами-резидентами другой договаривающейся стороны. Таким образом, английская компания, «эффективное управление» деятельностью которой осуществляется с территории страны — участницы соглашения, является с точки зрения уплаты налогов английской нерезидентной компанией и резидентной компанией другой договаривающейся стороны.
С учетом вышеизложенного используется следующая схема минимизации налогов.
В Англии регистрируется компания, открывающая филиал в одной из офшорных стран, с которой Великобритания подписала налоговое соглашение, содержащее положение о «разъединении» резидентных компаний (список офшорных юрисдикций, удовлетворяющих этому требованию, приведен выше).
Контроль и управление деятельностью английской компании осуществляются с территории, где расположен офшорный филиал. В этом случае английская компания получает статус нерезидентной компании и не облагается британским корпоративным налогом на прибыль. Филиал английской компании, находящийся в офшорной зоне, платит минимальный налог или вообще освобождается от уплаты налогов при условии, что прибыль получена за пределами данной юрисдикции.
До последнего времени в международной практике активно применялась схема налогового планирования с использованием английской нерезидентной и кипрской офшорной компаний. Эта схема позволяла сократить размер корпоративного налога до уровня 4,25%.
Однако с 1 января 2003 г. на Кипре введен единый корпоративный налог на прибыль в размере 10% для всех компаний, зарегистрированных на острове. Для офшорных компаний (IBC) предусмотрен переходный период до конца 2005 г., на протяжении которого они могут платить налог по старой ставке 4,25%. После указанного срока действие кипрских офшорных компаний прекращается.