Деятельность кредитных организаций по доверительному управлению.
Сложившаяся в России универсальная модель функционирования коммерческих банков предполагает предоставление ими клиентам всех видов услуг, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», включая доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. Кроме того, значительное количество кредитных организаций в 1996 - 1997 гг. получили лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг по направлениям деятельности, определенным Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». При этом кредитные организации, уже имеющие в основной своей массе к середине 90-х годов определенный опыт работы на рынке ценных бумаг, значительные собственные средства, высококвалифицированные кадры, оказались в преимущественном положении по сравнению с другими участниками рынка ценных бумаг.
Разработанная Банком России и утвержденная в 1997 г. Инструкция № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации» создала необходимую нормативную поддержку фактически уже существовавшим к тому моменту банковским операциям доверительного управления. Инструкция позволила банкам осуществлять деятельность по доверительному управлению в полном объеме и в различных видах: как по индивидуальным договорам, так и в рамках общего фонда банковского управления (ОФБУ) - нового вида организации коллективных инвестиций, аналогов уже действовавших в то время ПИФов (паевых фондов), не особо ограничивая их.
ОФБУ - очень удобная для непрофессиональных инвесторов коллективная форма вложений денежных средств, позволяющая даже при небольшом объеме вложений привлечь квалифицированного управляющего. ОФБУ дает возможность инвесторам получить солидный доход от вложений на рынке ценных бумаг, валютном и срочном рынках, но при этом не предусматривает фиксированной величины дохода (как по банковским вкладам), и следовательно, представляет несколько больший риск для инвесторов. Но с учетом того, что при доверительном управлении не происходит передача права собственности на отдаваемое в управление имущество (управляющий обязан учитывать его отдельно от собственного имущества на специально выделяемых счетах), ОФБУ обеспечивает достаточно высокую степень защиты собственников даже при банкротстве управляющего. ОФБУ являются обособленными имущественными комплексами, средства которых при ликвидации не попадают в общую конкурсную массу банка.
В соответствии с требованиями Банка России кредитная организация, имеющая намерение образовать ОФБУ, должна определить его цели, утвердить общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ и инвестиционную декларацию, а также зарегистрировать фонд в территориальном учреждении Банка России. Кредитная организация может принять решение об образовании нескольких ОФБУ, которые отличаются целями создания, учредителями или инвестиционными декларациями. Тот факт, что кредитная организация одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий, упрощает и ускоряет процесс создания фонда банковского управления.
Насколько развиты в настоящий момент операции банковского доверительного управления и в какой мере кредитными организациями используется предоставленная им возможность расширения клиентской базы и получения дополнительных доходов от проведения операций по доверительному управлению имуществом, предполагается оценить на основе анализа результатов соответствующего мониторинга деятельности кредитных организаций Российской Федерации в 2003 - 2004 годах.