Влияние регулирующих органов на корпоративное управление.

Не последняя роль в совершенствовании корпоративного управления принадлежит регулирующим органам, государству. Как показывает мировой опыт, существенное государственное регулирование негативно сказывается на конкуренции в банковском секторе, а соответственно, и на стимулировании надлежащей практики корпоративного управления.

Одной из мер регулирующих органов по защите вкладчиков является принятие законов о страховании вкладов. Однако, во-первых, система страхования вкладов заставляет вкладчиков меньше уделять внимания мониторингу деятельности банков, что снижает уровень корпоративного управления. Во-вторых, система страхования вкладов побуждает банки в меньшей степени полагаться на банки-контрагенты, не попадающие в данную систему. В-третьих, у собственников растет соблазн вложения средств в более рисковые активы, что может обеспечить им значительно большую прибыль. Таким образом, система страхования вкладов, стимулируя рост рискованности банковских операций, способствует повышению непрозрачности банковского бизнеса.

Исследования, проведенные в 39 странах, показали, что там, где надзорные органы требуют от коммерческих банков регулярного представления подробной финансовой отчетности, прозрачность их деятельности повышается.

Многолетние исследования показывают, что зачастую государства и регулирующие органы стремятся повысить собственное благосостояние, а не общественное. Регулирующие органы или политики порой настаивают на кредитовании подконтрольных им компаний или, напротив, сильные банковские структуры могут иметь представительство во власти, заставляя регулирующие органы действовать в их интересах, а не общества. В Японии, например, наличие представителей регулирующих органов в менеджменте коммерческих банков привело к ослаблению финансовой устойчивости банковской системы, так как такие банки обладали меньшей капитализацией, более высоким уровнем безнадежных кредитов. С этой точки зрения регулирование банковского сектора ведет к снижению эффективности корпоративного управления в банках.

Множество экономистов неоднократно пытались определить механизм, который будет препятствовать возникновению «грабящей руки» государства. Один из таких способов - это совмещение интересов как регулирующих органов, так и общества. Например, многие настаивают на создании независимого агентства с целью балансирования экономических и политических интересов. Эта точка зрения базируется на том, что независимость от государства снизит вероятность его использования для воздействия на банки в собственных интересах. И наоборот, если регулирующий орган независим от банков и имеет надлежащие намерения, тогда это снизит вероятность воздействия банков на регулятора.

Исследования ученых показали, что эффективность регулирующего банковского органа связана со степенью развития финансовой системы при условии открытости политической системы. Также было обнаружено, что политическая открытость и независимые СМИ снижают негативный эффект сильного регулирующего банковского органа, а также способствует некоррупционному финансированию банками компаний реального сектора экономики.

Государство может влиять на корпоративное управление не только посредством регулирующего органа, но и посредством участия в капитале, т.е. будучи собственником или крупным акционером.

При участии государства в капитале банка возникает проблема снижения мотивации мониторинга деятельности банка, так как государство гарантирует операции, проводимые им. В таких условиях нарушается принцип рыночной конкуренции, поскольку государство стремится ограничить конкуренцию и защитить «свои» банки. Например, органы надзора часто выступают инициаторами запрета вхождения на рынок иностранных банков. Подобная ситуация до последнего времени была характерна для России.

Преодолению непрозрачности банковского сектора могут способствовать концентрация собственности, наличие у банков крупных кредиторов, усиление конкуренции на рынке банковских услуг, развитие фондового рынка и рынка слияний и поглощений, снижение доли государственного участия в капитале банковской системы. Внедрение системы страхования вкладов, напротив, способствует увеличению непрозрачности бизнеса, повышению рисков деятельности. Усиленное государственное регулирование создает благодатную почву для развития коррупции и не способствует развитию надлежащей практики корпоративного управления, что требует создания независимого регулирующего органа.

Таким образом, совершенствование корпоративного управления в российских коммерческих банках является важным фактором преодоления непрозрачности и повышения эффективности регулирования банковской системы, что в конечном итоге обеспечит ее устойчивое развитие и укрепление.

Н. Заварихин


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2022 г.
18:27ЕС намерен ввести запрет на российскую нефть к концу года и отключить ряд банков от SWIFT
17:58Стартовала чартерная программа из Москвы в Дагестан
17:34Правительство продлило сроки уплаты страховых взносов для широкого перечня организаций
16:42Правительство направит еще более 1,7 млрд рублей на социальное развитие регионов Дальнего Востока
15:37Правительство РФ смягчило ограничения на вывоз минеральных удобрений
14:46Туркменистан намерен участвовать в увеличении капитала Исламского банка развития - Бердымухамедов
13:54Крупнейший акционер HSBC выступил с призывом разделить операции банка
12:56В 1-м квартале экономика Литвы выросла на 4,1%
12:18Минфин США одобрил выплату по евробондам РФ в долларах за счет внутренних резервов
11:53В России за сутки COVID-19 заболели 7,3 тыс. человек, 157 пациентов скончались
11:44Россия рассчитывает к 2024 году довести товарооборот с Китаем до $200 млрд - МИД РФ
11:15Число зафиксированных случаев заражения COVID-19 в мире превысило 513 млн
10:58Выручка "Магнита" в 1-м квартале увеличилась на 37,7%
10:31Сбербанк с 1 мая снизит ставки по базовым ипотечным продуктам
10:17Пониженные ставки по налогу на прибыль для региональных бюджетов могут продлить до 2024 ода
Недвижимость в Чехии В Праге продается вилла. Английский стиль. Класс люкс.