Перспективы глобального рынка. Границы рынка и их прогнозирование.
На рубеже двух последних столетий в мире было приблизительно 500 миллиардеров - неординарных личностей, которые оказались в состоянии за свою жизнь с нуля создать новое сверхбогатство, либо, чаще, не потерять созданное предыдущими поколениями семьи. В числе этих 500 - от 100 до 200 человек, весьма существенно влияющих на глобальное развитие. Но какими бы экстраординарными ни были эти суперменеджеры, они остаются людьми, а значит, склонны к ошибкам, которые оцениваются в более чем внушительные суммы, причем не всегда могут быть оценены в форме финансовых или иных материальных ресурсов.
Под границами рынка глобальных компаний следует понимать максимальный объем продаж, доступный им в соответствии с покупательной способностью потребителей товаров и услуг. В качестве базы отсчета можно было бы взять более широкий круг компаний, включая малый бизнес. Однако в качестве носителя границ нами выбраны именно глобальные компании в силу того, что они доминируют на рынках и именно они формируют решения национальных и глобальных по масштабам задач политического и социально-экономического характера. Сверхконкуренция именно между этими компаниями поставила мир перед необходимостью установить жесткие границы рынка глобальных корпораций, перейти к олигопольной системе, либо придать движению глобального рынка более высокую динамику и сформировать по меньшей мере два "золотых миллиарда" вместо нынешнего одного.
В самом общем виде границы рынка глобальных компаний можно определить путем прямого сопоставления темпов роста населения с объемом производства определенных товаров и услуг. По расчетам Бюро цензов США, с 1950 по 1990 г. ежегодные приросты мирового населения увеличились, хотя за указанный период этот показатель колебался в диапазоне от 4 до 30 млн. человек. В течение последних десяти лет XX столетия прирост уменьшился на 10 млн. человек, и из этого демографы сделали, по нашему мнению, совершенно необоснованный вывод о дальнейшем падении рассматриваемого показателя в период до 2050 г. почти до 40 млн. человек.
С 1950 по 1990 г. средние темпы прироста населения в мире составляли около 1.7% в год при спадах и подъемах в пределах плюс - минус 0.5-0.6%. В 90-х годах этот показатель составил 1.1%, что позволило Бюро цензов США сделать столь же мало обоснованный вывод о том, что и впредь этот прирост будет падать и в 2050 г. составит 0.4%.
В отличие от относительных показателей рост абсолютной численности мирового населения с 1950 по 2000 г. носил монотонный характер, без резких подъемов и спадов. Неравномерность роста проявилась в том, что переход от 3 млрд. человек в 1960 г. к 4 млрд. в 1974 г. потребовал 14 лет, а от 4 к 5 млрд. в 1986 г. и от 5 к 6 млрд. в 1998 г. - по 12 лет; переход к 7 млрд. человек, по оценкам Бюро цензов США, займет 14 лет.
Эти данные позволяют скептически оценивать многочисленные прогнозы о якобы сложившейся тенденции снижения темпов роста населения мира. Но проблема на самом деле гораздо серьезнее, чем этого бы хотелось оптимистам. Даже при ощутимом снижении темпов роста населения в ближайшие 20-30 лет его абсолютный рост оказывается неадекватным росту объемов производства и услуг.
Если попытаться сформулировать социально-экономические условия дальнейшего процветания глобальных компаний, их можно свести к следующему: социальная стабильность, рост платежеспособности, сохранение конкурентоспособности. Каждое из перечисленных условий и любые комбинации требуют внимания топ-менеджеров глобальных компаний, а также аналитиков, отслеживающих соответствующие тенденции.
Следующий шаг в ужесточении конкуренции между глобальными компаниями - переход к олигопольной стадии развития капитализма, что означает обратное движение в структуре бизнеса. Совершенно очевидно, что приближение этого этапа в развитии рыночного хозяйства не соответствует интересам глобальных компаний. Чтобы максимально реализовать начавшийся этап глобализации мировой экономики, нужно сохранить достигнутый уровень конкуренции, а это требует реструктуризации рынка. Расширение существующих его секторов способствовало бы общему расширению рынка глобальных компаний. Однако для этого необходимо повышать покупательную способность населения, но то, как такую задачу решают глобальные компании, не сулит особых перспектив. При продолжающемся росте населения планеты и углублении разрыва между бедностью и богатством вряд ли можно ожидать социальной стабильности.
Чтобы яснее представить себе сущность границ рынка глобальных компаний, целесообразно рассмотреть формирование таких границ на примере отдельных отраслей экономики, наиболее рельефно отражающих все большее отставание темпов роста границ рынка от темпов роста численности населения.