Международная практика использования средств ресурсных фондов.

Бюджетные ресурсные фонды в мировой практике формируются достаточно давно. Основными ресурсами для формирования таких фондов, как правило, служат доходы от экспорта нефти и газа, хотя в последнее время получают распространение попытки обособления доходов и от экспорта иных невозобновляемых ресурсов. Следует отметить, что порядок управления указанными доходами во всех странах многократно менялся. Это свидетельствует о незавершенности процесса поиска оптимальной схемы управления такими средствами.

В зависимости от целей фонды условно делят на три группы: стабилизационные фонды, фонды будущих поколений и распределяемые фонды.

Стабилизационные фонды создаются с целью обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также абсорбирования избыточной денежной массы, неконтролируемо возрастающей в периоды высоких мировых цен на основной экспортируемый ресурс (например, в Венесуэле Macroeconomic Stabilization Fund). Кроме того, средства таких фондов могут использоваться как механизм обеспечения текущей сбалансированности бюджета, позволяющий не допустить возникновение кассовых разрывов в течение финансового года (Constitutional Budget Reserve Fund в штате Аляска, США и General Reserve Fund в Кувейте).

Создание фондов будущих поколений (Reserve Fund for Future Generations в Кувейте, State Petrolium Fund в Норвегии) преследует цели сбережения части заработанных средств и инвестирования их на длительные сроки в масштабные проекты с получением в будущем дополнительных доходов. Данная концепция управления дополнительными доходами от продажи невозобновляемых ресурсов не предусматривает расходование средств самого фонда, но доходы от его вложений могут направляться как на дальнейшее инвестирование, так и на осуществление текущих расходов бюджета. При этом инвестирование средств таких фондов возможно как во внутренние, так и во внешние активы.

Распределяемые фонды предназначены для распределения доходов от использования природных ресурсов среди населения или на иные цели (Alaska Petroleum Fund в штате Аляска США, и Permanent University Fund в штате Техас).

В процессе развития ресурсных фондов практически во всех странах существенно и неоднократно менялся как механизм пополнения, так и порядок использования средств фондов. Принятие решений об использовании, текущем управлении, эффективности проводимых операций и контроль в разных странах осуществляется по-разному и разными ведомствами.

Во многих странах первоначально созданный ресурсный фонд впоследствии разделялся по целевому назначению. Часть средств консолидировалась отдельно для накопления и инвестировалась в основном в иностранные активы, часто имея признаки фонда будущих поколений. Другая часть фонда начинала использоваться для внутренних целей, например, для обеспечения стабильной финансовой политики или для развития нефтяного сектора. В соответствии с политическими приоритетами менялся и порядок зачисления средств в эти фонды. По такому пути развивались фонды Аляски, Кувейта, Омана.

В подавляющем большинстве стран инвестирование средств ресурсных фондов осуществляется центральными банками, а решение об использовании этих средств относится к компетенции разных органов власти. В основном такие решения принимаются законодательными органами в процессе утверждения закона о бюджете на очередной финансовый год. Иногда решение принимает глава государства (часто это происходит в странах с монархическим режимом правления). В редких случаях, когда речь идет об управлении текущими потоками бюджетных средств, - министерством финансов.

Е. Дерюгина

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2021 г.
19:57"Техно лизинг" установил ставку 1-го купона облигаций на 500 млн руб. в размере 11,5%
19:47Роснефть установила ставку 9-го купона бондов 001Р-08 на уровне 6,85%
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 сентября выросла на 0,64% и составила 65045,157 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 72,7613 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 84,3352 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,2585 руб.
19:04Главстрой установил ставку 5-6 купонов облигаций 001Р-01 на уровне 9,25%
19:02К 2024 году доходы бюджета от приватизации (без учета крупнейших компаний) сократятся до нуля
18:57Индекс МосБиржи вырос на 1,1%, индекс РТС - на 1,2%
18:50Банк России в 1-м квартале проведет стресс-тестирование рынков ипотечного и потребительского кредитования
18:45Доходы бюджета РФ от экспортных пошлин на зерно в 2022 г. составят 58,7 млрд руб., на подсолнечное масло - 37,6 млрд - проект
18:44Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций "Славянск ЭКО" на 3 млрд рублей
18:39ФАС призывает не тянуть с реорганизацией или ликвидацией ГУПов и МУПов до 2025 года
18:31В этом году бюджет РФ может быть исполнен с дефицитом 0,2% ВВП
18:25Российские акции выглядят лучше большинства развивающихся рынков в свете ускорения глобальной инфляции и роста процентных ставок - BCS GM
Юрист Барнаул Сервис проверки действительности нотариальной доверенности. Одним из основных нововведений в работе нотариата РФ в 2017г. является внедрение весьма полезной и востребованной функции. Теперь на официальном. . .