Взаимосвязь направлений использования Стабилизационного фонда РФ с денежной сферой.
С точки зрения последствий для денежной сферы очевидно, что при сокращении налогового бремени на фоне сохранения объемов непроцентных расходов за счет стабилизационного фонда приток средств на бюджетные счета сократится, а отток - останется на неизменном уровне. Таким образом, темпы роста депозитов органов госуправления замедлятся или будут сведены до нуля и абсорбирующая функция бюджета ослабнет. При этом значительных изменений в структуре денежного предложения не произойдет.
Если текущие расходы будут не замещаться, а наращиваться посредством расходования стабилизационного фонда, то в условиях сохранения налоговой нагрузки на прежнем уровне произойдет увеличение денежного предложения. При этом основной объем поступающих таким образом средств будет проявляться в росте наиболее ликвидного компонента денежной массы МО. Это должно привести к ухудшению структуры денежного предложения, активизации инфляционных процессов вследствие распределения дополнительных расходов между наиболее нуждающимися слоями населения (основными потребителями корзины товаров, по которым рассчитывается индекс потребительских цен), а также ослаблению регулирующей роли Банка России, особенно в случае недостаточной согласованности действий фискальных и денежных властей.
Другое возможное использование средств стабилизационного фонда на текущие процентные расходы по внешним и внутренним долгам. Оно приведет к высвобождению бюджетных средств в соответствующих объемах, которые, скорее всего, будут направлены на непроцентные расходы. Результаты в этом случае совпадут с вышеописанными.
В 2005 г. средства стабилизационного фонда были использованы на досрочное погашение внешнего государственного долга. Этот способ расходования данных средств является приоритетным с точки зрения воздействия на денежную сферу, поскольку он дает возможность вывести из российской экономики избыточные средства от экспортных ресурсных доходов.
Плановое погашение внешнего долга за счет накоплений в стабилизационном фонде также будет способствовать выводу избыточных средств из российской экономики при условии отказа от новых внешних займов (иначе эффект будет определяться разностью между погашением и привлечением средств).
В настоящее время часть вновь поступающих средств стабилизационного фонда фактически используется как на текущее потребление, так и на инвестиции. Первоначально установленная базовая цена на нефть в размере 20 долл. США за баррель с 1 января 2006 г. была повышена до 27 долл., что обусловило сокращение доли текущих бюджетных нефтяных доходов, направляемых в стабилизационный фонд. Высвобождающиеся средства были распределены между капитальными и текущими расходами.
Часть этих средств была направлена на формирование Инвестиционного фонда РФ, который, как предполагается, позволит привлечь частный капитал к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба.
В настоящее время инвестиционный фонд находится на стадии формирования, поэтому о его эффективности говорить пока преждевременно.
Другая часть высвободившихся средств используется в совокупности с прочими непроцентными расходами и соответствует их денежной структуре.