Программы управления кассовыми активами.
Одна из групп забалансовых операций связана с продажей банками разного рода услуг в области расчетов и т. д. за комиссию без использования активов, находящихся на балансе банка, и без принятия на себя договорных или условных обязательств. Пример операций такого рода, получивших в последние годы большое распространение в США и других странах,— программы управления кассовыми операциями для деловых фирм (cash management programs for business firms).
Управление кассовыми активами стало возможным в указанных масштабах и формах благодаря использованию новейшей компьютерной технологии и электронных коммуникаций для сбора информации о денежных платежах и быстрого перевода денежных средств. Еще в конце 40-х годов крупные американские фирмы начали обращаться к банкам с поручением разработать новые способы быстрейшего перевода поступающих платежей. Вскоре была введена система абонементных ящиков (lock box system), которая позволила осуществить быструю обработку платежной документации. В 50-х гг. крупные банки начали предлагать своим наиболее солидным клиентам метод телеграфных переводов для переброски средств с одних счетов на другие. В банках возникли специальные отделы «мобилизации денег», «трансконтинентальных банковских операций», «кассовых потоков» "и т. д. В 1973 г. один из крупных нью-йоркских банков установил электронную информационную систему, которая давала его корпоративным клиентам доступ к банковским данным о состоянии их счетов и оборотах по счетам за предшествующий день.
Программа управления кассовыми активами направлена прежде всего на ускорение обработки денежных переводов, поступающих в пользу компании. Когда чек, выписанный в пользу компании, сдается в банк, последний кредитует счет клиента, но зачисление денег носит условный характер, ибо деньги можно будет использовать лишь через определенное время.
Период обращения чека, сданного в банк на инкассо, складывается из следующих элементов: время почтового пробега (mail time), в течение которого чек придет по почте к получателю денег, времени депонирования (deposit time), требуемого для сдачи чека в банк, и времени инкассирования (collection time), в течение которого чек будет послан в банк плательщика и оплачен. Задержка чека на любой стадии будет в пользу лица, выписавшего чек, так как момент фактической оплаты чека отсрочивается. Суммы чеков, которые зачислены на счета клиентов, но не оплачены, составляют миллиарды долларов в день. Эти суммы называются флоут (float).
Получатель по чеку, естественно, стремится сократить неинкассированные суммы (флоут); предлагаемые банками программы управления наличными средствами позволяют это сделать.
Для ускорения инкассо чеков и других платежных документов применяется система почтовых абонементных ящиков. Банк открывает на почте абонементный ящик для клиента и в течение дня через определенные интервалы посылает служащих для получения прибывающей корреспонденции. После доставки платежных документов в банк работники банка проверяют реквизиты и правильность заполнения чеков, незамедлительно отправляют их самым коротким маршрутом в адрес плательщиков, зачисляют суммы на счет клиента и регистрируют каждый поступивший депозит. Клиент получает от банка фотокопии всех поступивших в его пользу чеков или магнитную ленту с записью соответствующей информации. Лента может быть передана клиенту, либо прямо переписана в память его компьютера по телефону. В конце 80-х гг. примерно 300 американских банков предоставляли своим корпоративным клиентам обслуживание на базе абонементных ящиков.
Особенно выгодно использовать эту систему крупным компаниям, имеющим филиалы в различных районах на всей территории страны. Они обслуживаются банками расположенными в крупнейших финансовых центрах — Нью-Йорке, Атланте, Чикаго, Далласе, Сан-Франциско и т. д. Это банки-«концентраторы», на счета в которых к концу дня стекаются данные из других региональных банков, имеющих абонементные ящики и обрабатывающих сведения о поступлении денег на счета местных филиалов компании. Оттуда деньги переводятся на основной счет в главном банке компании.
Ускоренная обработка документов и быстрое сосредоточение поступлений на едином счете позволяет сократить долю неприбыльных кассовых резервов в активах корпораций, оперативно использовать деньги для краткосрочных вложений в передаваемые депозитные сертификаты, казначейские векселя или другие инструменты денежного рынка.
В числе других видов обслуживания по программам управления кассовыми операциями назовем следующие.
Переводные чеки для автоматического депонирования средств. Эти чеки выписываются банками-концентраторами на всю сумму платежных документов, поступивших за день из различных банков и других учреждений в пользу компании. Тем самым достигается значительная экономия по сравнению с переводом каждой суммы в отдельности по телеграфу.
Счета контролируемых расходов. Цель их — удлинить срок предъявления чеков, выписанных клиентом банка, к платежу, чтобы компания могла дольше использовать эти средства для краткосрочных инвестиций. Подобные счета специально открываются в банках, находящихся в отдаленных местах, и на них выписываются чеки. Тем самым искусственно замедляется предъявление чеков к оплате.