Новая стратегия банка «ТуранАлем» и ее реализация в России.
Банковский сектор постсоветского пространства обладает высоким потенциалом развития. По объемам и возможностям роста особенно заметно выделяются банковские системы России, Казахстана и Украины. Казахстанский банковский капитал активно стремится в своем продвижении на просторы СНГ. Финансовая группа банка «ТуранАлем» уже присутствует в России, Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Киргизии. Доля активов входяших в нее банков в совокупных активах банков Содружества пока еще, конечно, незначительна (в частности, в России в 2005 г. она составляла около 0,2%). Однако, учитывая огромную емкость этого рынка и потенциальные возможности его динамичного роста, банк "ТуранАлем" намерен активно расширять на нем свое присутствие. Понятно, что это намерение основывается и на объективной оценке собственных финансовых продуктов и банковских технологий - действительно передовых и способных соперничать с тем, что предлагается банками-конкурентами, и на постоянном совершенствовании своего главного конкурентного преимущества - высокой культуры инновации.
Планом стратегического развития банка на 2006 -2015 гг., принятым Советом директоров, предусматривается увеличение совокупных активов банка к 2010 г. до 25 млрд долл., а к2015 г. - до 50 млрд долл. Банк планирует также занимать лидирующие позиции в Казахстане и других странах СНГ в таких сегментах, как розница, малый и средний бизнес и корпоративный бизнес. При этом доля розничного бизнеса в портфеле банка должна вырасти до 50 %. Наша цель -довести долю своего присутствия на банковском рынке Казахстана до 25%, в Российской Федерации - не менее 2%, а в других странах СНГ - не менее 5 %.
Доля розничных депозитов банков, составлявшая на конец 2005 г. 13%, по мнению банковских специалистов, к 2015 г. вырастет до 22% к ВВП России. Среднегодовые темпы роста вкладов составят около 18%. Выводы экспертов подтверждаются динамикой роста реальных доходов населения и доли «кредитоемких» домохозяйств, распространением банковских услуг, в том числе зарплатных проектов в среде мелких и средних предпринимателей, последовательным развитием системы обязательного страхования вкладов населения.
В то же время нельзя не отметить, что культура приобщения российского населения к банковским продуктам и услугам, выходящим за рамки классического «кредиты/депозиты», весьма невысока, причем чем дальше от Москвы, тем острее это ощущается. Для многих банковские карточки, документарные операции и т.п. пока еще, к сожалению, не стали частью повседневной жизни.
Для развития ритейла в России в качестве базового акционерами банка «ТуранАлем» избран СлавинвестБанк, занимавший по размеру активов в 2004 г. 114-ю строку банковского рейтинга России, а к концу 2005 г. - 99-ю, к середине
2006 г. - уже 71-ю. В октябре 2006г. БТА сделал заявление о приобретении до 51 % в уставном капитале СпавинвестБанка, стратегией которого предусматривается достижение значимой роли на рынке в качестве универсального, клиентоориентированного, с разветвленной сетью продаж в Москве и перспективных регионах, предлагающего диверсифицированные банковские продукты и лучшие на местном рынке стандарты обслуживания благодаря использованию современных технологий и процессов корпоративного управления.
Славинвестбанк, как стратегический партнер БТА и в будущем дочерний банк, будет оказывать финансовые услуги своим клиентам, клиентам БТА и их контрагентам, ведущим бизнес в России и других странах СНГ. Мы практикуем единый клиентоориентированный подход в работе и намерены получить эффект синергии за счет передачи передового опыта обслуживания клиентов, унификации технологий и бизнес-процессов, осуществления операций на единой ИТ-платформе, развития системы кросс-продаж.