Новые тенденции в валютной сфере накануне и в начале XХI века.

Мировой опыт свидетельствует, что власти могут реагировать путем ужесточения и введения новых методов контроля капитала, как, например, в Латинской Америке в начале 1990-х гг. или в странах Юго-Восточной Азии после кризиса конца 1990-х. Надо отметить, что реакция властей определяется характером кризиса и состоянием платежного баланса государства - в случае, например, дефицита счета операций с капиталом требуется ограничить отток капитала, а затем принять меры по усилению притока средне- и долгосрочных активов.

Однако почти всегда главной задачей властей становится обеспечение гарантий инвесторов и доверия, а ограничения и даже стимулы воспринимаются как сигнал прямо противоположного. Именно по этой причине единственно оптимальной реакций властей на внутренний кризис должна быть разумная либерализация - набор вызывающих доверие, реально достижимых в конкретной ситуации мер. К числу мер, заведомо не вызывающих доверия, например, можно отнести увеличение ставок по государственным бумагам правительством, которое имеет неустойчивый фискальный баланс или не пользуется политическим доверием.

В результате накопленного международного опыта большинство экономистов считают, что снятие ограничений на движение капитала должно быть последней стадией либерализации и оно возможно только после устранения фискального дисбаланса, либерализации торговли и формирования институтов банковского регулирования и надзора.

Ситуация с последовательностью действий оказалась в центре внимания экономистов и политиков в 1980-е гг. в свете проблем Аргентины, Чили и Уругвая. Разработанные тогда меры полностью подтвердили свою состоятельность в период Азиатского кризиса 1997-98 гг.

Последовательность экономической либерализации с учетом уроков международного опыта должна быть, на наш взгляд, следующей:

Этап I

  • устранение фискального дисбаланса (т.е. дефицитов бюджета и счета текущих операций на уровне и в пропорциях, когда их финансирование становится проблематичным) и достижение ощутимой макроэкономической стабильности;
  • либерализация трудового законодательства.

Этап II

  • снятие ограничений на торговые операции — перемещение товаров и услуг, платежей по ним и торгового кредита;
  • введение в практику современного (соответствующего основным критериям Банка международных расчетов) банковского регулирования и надзора.

Этап III

  • снятие ограничений на движение капитала:
  • снятие ограничений на иностранные прямые инвестиции
  • снятие требований о получении разрешения или лицензии, затем значительное смягчение требования к нерезидентам об уведомлении органов власти о вложениях в основные фонды на территории страны, в т.ч. снятие требования о предварительном уведомлении;
  • смягчение или устранение ограничений на приобретение недвижимости и долгосрочных низкорискованных активов (пенсионных фондов), а также на репатриацию капитала;
  • допуск нерезидентов на внутренний финансовый и фондовый рынок, в том числе на рынок государственных бумаг, разрешение на свободное открытие вкладов, то же в отношении действий резидентов за рубежом. При этом в отношении инструментов регулирования — конкретных методов контроля — последовательность обычно следующая:
  • снятие пороговых ограничений, таких как максимально допустимые процентные ставки по кредитам;
  • отмена или смягчение требований резервирования и обязательной продажи поступлений в иностранной валюте;
  • коррекция ограничений, связанных с регулированием рисков институциональных инвесторов, таких как запрет на включение в портфель определенных типов активов, определенные требования достаточности капитала и дифференцированные (селективные) резервные требования.

Принятая последовательность действий подчиняется следующей логике: либерализация доступа на рынок начинается с низколиквидных активов, административных и дискриминационных ограничений.

С. Чапчиков

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
19 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 19 апреля выросла на 0,32% и составила 63997,261 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 99,544 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,404 руб.
Предлагаем прокат лимузинов в Минске-- в частности, классический белый Линкольн Таун.. Ретролимузин за смешные деньги -- 65 у. е. в час! Экскалибур Фантом -- прокат лимузинов в Минске по выгодным ценам. Единственный в Минске лимузин с такой необычной расцветкой -- золотисто-бордовый красавец.