Цены приобретения продукции и услуг естественных монополий и торгово-посредническая наценка.
Торгово-посредническая наценка для продуктов газовой промышленности согласно таблицам «Затраты - выпуск» включает в себя наценки в сферах промежуточного внутреннего производственного спроса, экспорта продукции и конечного потребления населением. Наибольшую, но заметно сократившуюся после 2000 г. долю в цене покупателей газа занимает торгово-посредническая наценка в сфере внешнеторговых операций. Последняя включает в себя, с одной стороны, разницу между мировыми и внутренними ценами, а с другой - собственно посредническую наценку. Деятельность в посреднической сфере крайне непрозрачна, отсюда и доходы посредников далеко не обоснованны, что отрицательно сказывается на доходах компании и государства. К сожалению, существующая статистическая отчетность не разделяет торговую и посредническую деятельность, что отрицательно влияет на качество аналитических исследований.
За счет разности между внутренними ценами производителя и потребителя формируется в настоящее время около 40% наценки. Обращает на себя внимание быстрый рост наценки в сфере конечного потребления населения. Именно два последних обстоятельства обусловливаются действиями посредников.
По данным таблиц «Затраты - выпуск» можно судить и о масштабах распределения доходов от реализации товаров и услуг. В целом по промышленности торговые посредники получали около 23% выручки, российские товаропроизводители - около 66%. В нефтегазовой промышленности на долю производителей приходится существенно меньшая и достаточно постоянная доля - 43%, а торговых посредников - существенно большая и также примерно постоянная - 39—40%. При этом в газовой промышленности в 2000—2003 гг. доля торговых посредников в цене продукции составляла более 50%, а на долю производителей приходилось менее 20%.
Доля посреднической наценки на экспортируемую продукцию нефтегазового комплекса остается высокой даже при падении мировых цен на его основную продукцию и снижении рентабельности. Анализ структуры издержек производства приводит к заключению, что в сложившейся в нефтегазовом комплексе структуре затрат стратегическим и наименее затратным направлением снижения издержек обращения и, следовательно, сдерживания роста цен является упорядочение и снижение затрат на услуги посредников за счет ограничения величины доходов, получаемых от заключения посреднических сделок на внутреннем рынке.
Главное в том, что действие многих факторов, формирующих столь масштабные размеры этой наценки, может быть относительно (по сравнению с возможностью снижения себестоимости) легко нейтрализовано, и это наиболее безболезненный по сравнению с любыми другими путь к снижению цен и тарифов на продукцию нефтегазового комплекса.
Рентабельность посредника, как правило, не должна превышать уровень рентабельности производителя. Кроме того, имеет смысл прервать процесс удлинения цепочки «производитель - конечный потребитель», резко увеличив налоговые ставки не только на прибыль (ее можно скрыть), но и на капитал (как наличный, так и безналичный) именно для торгово-посреднических предприятий и организаций, для которых данный вид деятельности - основной. Таким образом можно будет сдерживать рост стоимости торгово-посреднических услуг как особо значимого инфляционного фактора.
Обращает на себя внимание также следующий настораживающий факт, характеризующий иррациональность российской экономики и нефтегазового комплекса в частности. Это сохранение высокой величины торгово-посреднической наценки на экспорт даже при тенденции к падению мировых цен на продукцию экспортно-ориентированных отраслей, к числу которых относятся и отрасли нефтегазового комплекса.
В стратегическом плане такое положение, естественно, имеет негативные последствия, поскольку сужает инвестиционные возможности производителей экспортной продукции, возможности расширения их производства и, соответственно, ограничивает потенциальную валютную выручку.