Интеграции СНГ. Инструменты валютно-финансовых отношений.
Как убеждает мировой опыт, развитие интеграционного процесса в любом регионе во многом зависит от эффективности валютно-финансовых инструментов, обслуживающих этот процесс. Они же эффективны тогда, когда применяются не разрозненно, а в системе определенной конструкции, называемой моделью. Вот почему важно активизировать усилия по ее созданию. Тот же мировой опыт свидетельствует: эта работа творческая, интеллектуально насыщенная и динамичная во времени. В ней бывает трудно понять, каких вопросов возникает больше, - экономических или политических. Во всяком случае, во внимание приходится принимать и те и другие.
Создать в СНГ, как Содружестве 12 суверенных государств, модель валютно-финансовой интеграции непросто. Содружество пока далеко от совершенства. Некоторые его участники предпочитают не торопиться, посмотреть, как пойдут дела дальше. Наверное, отчасти поэтому в СНГ нет такой реально функционирующей модели.
В концептуальном аспекте в странах и органах СНГ немало сделано для выстраивания модели валютно-финансовой интеграции. В сентябре 2004 г. был принят важный документ: Концепция сотрудничества и координации деятельности в валютной сфере.
В полном формате этот документ подписали только шесть стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Молдавия подписала его с существенной оговоркой, ограничивающей ее участие в реализации Концепции отслеживанием текущего состояния финансовых рынков, а также созданием единой информационной базы. В числе подписантов названного документа 5 стран. Как можно предположить, именно они в первую очередь и начнут создавать модель валютно-финансовой интеграции на согласованных принципах, которые ими уточнены и закреплены в дополнительно принятой Концепции о валютном сотрудничестве.
В принципе возможно и в СНГ в целом сформировать модель валютно-финансовой интеграции. Здесь есть кому выстраивать ее концептуальные основы с учетом тенденций развития национальных экономик и региональных особенностей сотрудничества, а именно: Межгосударственный валютный комитет (МВК) без постоянной штаб-квартиры и штата сотрудников; Межгосударственный банк с офисом, штатом руководителей и специалистов.
МВК, по сути, - это орган, вырабатывающий стратегические, концептуальные направления валютно-финансовой интеграции, которые могут воплощаться в те или иные составляющие ее модели и конкретные инструменты. Межгосударственный банк в конструкции модели валютно-финансовой интеграции — это институт, которому участниками упомянутого соглашения (ст. 8) поручено «содействовать кредитованию и финансированию межгосударственных проектов при взаимодействии с коммерческими банками и международными кредитно-финансовыми организациями».
Страны, подписавшие названную Концепцию, исходят из того, что создать полноценную модель валютно-финансовой интеграции одновременным актом с сегодня на завтра нельзя. Согласно Концепции, эта модель, как полноценная система и конструкция, может сформироваться в течение 10 лет. Ее инструменты будут вводиться в действие в три этапа. На первом работа уже началась в 2004 г., второй завершается в 2010 г., третий - в 2017 г. На каждом модель будет пополняться новыми инструментами.
Все это свидетельствует о том, что перед СНГ стоит задача не доработать, не усовершенствовать модель валютно-финансовой интеграции, а, по существу, создать ее заново, ибо никакой иной реально действующей нет.