ТНК. Конкуренция и стратегии.

Если внимательно изучить историю любой крупной транснациональной корпорации, то мы увидим, что ее прародителями были вполне обычные предприятия, действовавшие в определенных отраслях национальных экономик. Они развивались, всеми средствами добиваясь выгодного положения среди ближайших конкурентов. На первых этапах своей деятельности каждая компания пытается найти и реализовать внутриотраслевые конкурентные преимущества. Внутри отрасли компания балансирует между рыночной властью поставщиков и потребителей, противодействует вторжению новых участников рынка и находится под постоянной угрозой появления продуктов и услуг - заменителей ее товаров.

Первая группа мер, направленная на завоевание и отстаивание своей доли рынка, связана с повышением операционной эффективности.

Поскольку ценовые стратегии являются, с одной стороны, исторически первыми, а с другой - самыми распространенными и применяемыми в равной степени всеми компаниями и предпринимателями - от бабушки на рынке до гигантской ТНК,- их многочисленные разновидности уже тщательно изучены, и маркетологи дали наиболее известным стратегиям броские и запоминающиеся названия. Например, при продвижении на рынок инновационных продуктов компании часто придерживаются стратегии установления максимально возможной цены, метко названной стратегией "что рынок вынесет". Более осторожный ее вариант, получивший название стратегии "снятия сливок", заключается в постепенном уменьшении цен от максимальной ("что рынок вынесет") до умеренной с тем, чтобы все же оставаться на занятом рынке. Таких стратегий придерживались японская "Сони", германекая "Грундиг" и голландская "Филлипс", создавшие в начале 80-х гг. в Западной Европе и США рынок кассетных магнитофонов.

Противоположный подход лежит в основе стратегий "низкой цены", когда при освоении нового рынка компания снижает цену до грани демпинга, применяя стратегию "входного билета на рынок". Такой стратегии часто придерживаются южнокорейские ТНК "Самсунг", "Хендэ" и другие при проникновении на рынки Западной Европы и США. Их главный козырь - низкая цена. Более умеренные варианты такой стратегии названы стратегиями "целевой доли рынка" и "целевого объема продаж". В этих случаях уровень цен подбирается так, чтобы компания могла осуществить цель, определившую название данной стратегии. Таких стратегий придерживаются "Форд", "Фольксваген", "Кейс", "Катерпиллер" и другие известные ТНК.

Разумеется, есть значительное число синтетических стратегий, которые используют весь спектр возможностей ценового маневра. Например, стратегия "жизненного цикла товара" состоит в последовательном применении сначала стратегии типа "снятие сливок", а затем, когда товар постепенно теряет инновационный характер, стратегии "целевой доли рынка", предусматривающей постепенное снижение цен.

Меры повышения операционной эффективности являются абсолютно необходимым элементом стратегий всех корпораций. Однако если небольшие предприятия ограничиваются этими мерами, то растущие и развивающиеся корпорации расширяют множество своих стратегий и переходят к стратегиям позиционирования.

По мнению классика теории конкуренции Майкла Портера, "стратегия - это создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности". Таким обаразом, операционную деятельность он рас-смаривает как достратегическую, то есть стратегия корпорации, по существу, начинается с позиционирования.

Концепция повышения конкурентоспособности посредством уменьшения себестоимости и цены товара, бытовавшая у большинства фирм на первых этапах развития, постепенно сменяется пониманием того, что возможности снижения себестоимости ограничены, а обеспечить себе конкурентоспособность можно, правильно позиционировав себя на определенном рынке. Нужно завоевать четкую позицию, нишу для своего товара, прочно связать в сознании потребителей свою торговую марку, брэнд с определенным сектором рынка. Для этого, конечно, нужна последовательная стратегия продвижения своего товара на рынок, важнейшим элементом которой является реклама. Значение этой компоненты сейчас огромно, и ее недооценка приводит к резкому уменьшению конкурентных возможностей компании. Достаточно сказать, что сейчас расходы на рекламу в мире превышают один триллион долларов.

А. Мовсесян

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

23 февраля 2024 г.
18:02Население Туркменистана за 15 лет увеличилось на 2 млн человек, до 7 млн
16:39В санкционный список ЕС против РФ вошли более 70 наименований товаров и технологий
16:02Россия расширяет стоп-лист в отношении представителей евроструктур и стран-членов ЕС
15:24В 13-й пакет санкций ЕС против РФ вошли 10 иностранных компаний
14:08Бердымухамедов: надо обеспечить привлекательность правовой системы Туркменистана для бизнеса
13:07Нацбанк Казахстана понизил базовую ставку до 14,75% годовых
13:07Нацбанк Казахстана понизил базовую ставку до 14,75% годовых с коридором +/- 1 п.п
12:46Бюджетные доходы Азербайджана от приватизации и сдачи в аренду госимущества в январе составили $9 млн
12:21Правительство РФ распространит меры поддержки на предприятия, которые находятся в госуправлении
11:42Зампред ФРС Джефферсон ожидает снижения ставок регулятором в этом году
11:17Трейдеры корректируют прогнозы и ждут четырех снижений ставок ЕЦБ в этом году
10:44Официальная оценка мощности газопровода до Мурманска выросла до 50 млрд кубометров в год
10:12"Московская биржа" исключает расписки QIWI из индексов акций
09:45Минпромторг расширил перечень автомобилей для госслужащих
09:17Европейские фондовые рынки завершили торги ростом
Аппарат для сварки пэ труб встык и муфтами купить оптом и в розницу в Ростове.. Хотя цена муфт относительно высока, метод обладает преимуществами перед стыковой техникой, а в ряде случаев считается незаменимым. . В частности, электрофузионные аппараты для сварки полиэтиленовых труб применяется для работы в затрудненных условиях (например, в узких траншеях), иногда это единственно доступный мастеру вариант. Самые сложные узлы и развязки полимерного трубопровода выполняются именно посредством сварки муфтовым аппаратом и фитинга с закладными нагревателями.