Новое в налоговом администрировании кредитных организаций.
Начало перемен.
В соответствии со ст. 60 Налогового кодекса РФ поручение клиента на перечисление налога или инкассовое поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение указанных поручений. Нарушение установленных сроков исполнения поручений влечет взыскание пени за каждый день просрочки в соответствии со ст. 133 НК РФ.
Неоднократное в течение года нарушение банком данной обязанности является основанием для налогового органа обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об отзыве у такого банка лицензии на осуществление банковских операций. Столь жесткая мера, предусмотренная законодателем, лишний раз подчеркивает ту степень ответственности, с которой каждый банк должен подходить к исполнению возложенных на него публично-правовых функций по обеспечению перечисления сумм налогов и сборов в бюджет.
Любой предприниматель задумывается, какую систему налогообложения выбрать для ИП? Все о налогах для ИП он может прочитать на сайте tvoeip.ru и разобраться, какая система НО подходит для его вида деятельности и сколько придется платить в бюджет. Кроме того, следует учесть, что банки исполняют обязанности, предусмотренные ст. 76 и 86 НК РФ, связанные с сообщением в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов организаций и индивидуальных предпринимателей; представлением в установленном порядке в налоговый орган информации по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей; исполнением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации.
Налоговые органы, в рамках возложенных на них обязанностей по контролю за полнотой и своевременностью поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляют на постоянной основе контрольные мероприятия в отношении банков и их филиалов по вопросу своевременного исполнения расчетных документов на перечисление платежей в бюджет и выполнения ими других вышеперечисленных обязанностей.
Так, например, с января по июнь 2004 г. было проведено 465 проверок, выявивших нарушения установленных сроков исполнения банками платежных и инкассовых поручений, по их результатам предъявлено штрафов и начислено пени банкам в размере более 10 млн руб. При этом сумма налогов, не поступивших в бюджет через банки, у которых в 2004 г. Банком России была отозвана лицензия, составляет около 30 млн руб. Все это означает необходимость дальнейшего совершенствования методов налогового администрирования кредитных организаций.