Новое в налоговом администрировании кредитных организаций.
К тотальному мониторингу проблемных банков.
Что в этой связи будет делаться?
Во-первых, дальнейшее расширение взаимодействия и информационного обмена между налоговыми органами и Банком России по вопросам контроля за соблюдением банками законодательства Российской Федерации. Подготовлены изменения в Соглашение об информационном взаимодействии между ФНС России и Банком России (действует с 2003 г.), направленные на более оперативный и полный обмен необходимой информацией между названными ведомствами, включая обмен сведениями в электронном виде.
Следует отметить, что по результатам выявленных налоговыми органами в I полугодии 2004 г. неоднократных нарушений кредитными организациями ст. 60 НК РФ ФНС России, в соответствии с Регламентом, направило в Банк России заявления об отзыве лицензии у 12 коммерческих банков. Территориальными налоговыми органами в этот же период, в соответствии с Регламентом, в Банк России (или его территориальные учреждения) направлены заявления об отзыве лицензии у 11 коммерческих банков. (Для сравнения: в 2003 г. - 13 аналогичных ходатайств, в 2002 г. - ни одного.)
Во-вторых, продолжение и совершенствование практики проведения налоговыми органами мониторинга деятельности банков, допустивших образование картотеки неисполненных расчетных документов на перечисление сумм налогов и сборов в бюджет.
Мониторинг проводится еженедельно путем истребования у банка (филиала) необходимых документов и затрагивает такие показатели его деятельности, как объем поступления денежных средств на корсчет банка в ГУ ЦБ, сумма и количество неисполненных (несвоевременно исполненных) расчетных документов, применение к банку мер воздействия со стороны ЦБ РФ и ряд других показателей. Основанием для прекращения мониторинга является отсутствие случаев задержки исполнения расчетных документов в течение двух недель подряд, либо факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.
Своевременное проведение мониторинга деятельности банка позволяет предотвратить неконтролируемый рост суммы задолженности по перечислению банком сумм налогов клиентов в бюджет.
В 2004 г. налоговые органы осуществляли (а по ряду банков - продолжают осуществлять) мониторинг деятельности более чем 20 банков (из них 18 — московских). У 13 из этих банков лицензии уже отозваны.
Необходимо отметить, что имевшиеся в 2004 г. в отдельных банках картотеки неисполненных расчетных документов по перечислению платежей в бюджет не оказали существенного негативного влияния на размер общей суммы денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов («зависшие» платежи), поскольку в результате проводимой налоговыми органами работы сумма снижения «зависших» платежей в целом по России за б месяцев 2004 г. составила более 1 022,0 млн руб.
Указанное снижение достигнуто в основном за счет поступления платежей от банков, заключивших мировые соглашения и погашающих свою задолженность в процессе реструктуризации по вступившим в законную силу решениям арбитражных судов о признании обязанности налогоплательщиков по уплате налогов неисполненной, а также за счет отзыва неисполненных платежных поручений из неплатежеспособных банков.
Таким образом, создание и внедрение системы эффективного налогового администрирования кредитных организаций и их филиалов - одно, из приоритетных направлений деятельности налоговых органов.
Налоговое администрирование кредитных организаций представляет собой комплекс применяемых в работе налоговых органов методов и мер, основанный на принципах системности, преемственности, эффективности. Одна из важнейших целей налогового администрирования — создание единого информационного пространства данных о деятельности кредитно-финансовых организаций, их клиентов и контрактов.
С этой целью осуществляются разработка и внедрение:
во-первых, единых методологических и методических материалов по практике налогового администрирования кредитных организаций, в которых особое внимание уделяется специфическим финансовым и банковским операциям, их налоговым последствиям, способам выявления нарушений;
во-вторых, программно-технических средств в повседневную практику налоговых органов с целью повышения эффективности и оптимизации выполняемых ими процессов, повышения достоверности передаваемых данных, а также минимизации рутинных операций по вводу и обработке информации и времени доставки данных потребителю.
Одним из средств реализации системы является разработка и внедрение электронных систем сбора, обработки, хранения, передачи информации в интересах налоговых органов и сторонних организаций. Эти системы предполагают взаимодействие информационных систем как внутри системы налоговых органов, так и взаимодействие информационных систем налоговых органов с системами внешних организаций.
В 2005 г. функционируют или планируются к внедрению следующие виды информационного обмена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи:
- электронный обмен банков и налоговых органов сведениями о счетах (уже работает);
- электронный обмен налоговых органов с банками по решениям о приостановлении операций по счетам (ст. 76 НК РФ);
- электронная система отбора кредитных организаций для проведения мониторинга;
- электронная система сбора, обработки и анализа сведений об исполнении налогоплательщиками обязанности по оплате налогов при непоступлении денежных средств в бюджет.
Среди различных направлений электронного взаимодействия особое место уделяется электронной системе отбора кредитных организаций для проведения мониторинга. В ее рамках предполагается использование как существующей информации в системе налоговых органов (порядка 10 различных информационных ресурсов всех уровней), так и данных по информационному обмену МНС России с Банком России, управлениями федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации, иными контролирующими органами. Указанная система позволит целенаправленно отбирать те кредитные организации, которые регулярно допускают нарушения законодательства о налогах и сборах, участвуют в схемах по уходу от налогообложения, несвоевременно перечисляют клиентские платежи в бюджет и т.д.
Правовой основой электронного обмена между банками и налоговыми органами сведениями о банковских счетах являются ст. 86 НК РФ и приказ МНС России от 04.03.2004 № БГ-3-24/180 «О направлении информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Данный приказ согласован с Банком России и зарегистрирован Минюстом России 13.04.2004 № 5739.
Приказ МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-24/441 «Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласованный с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2004 № 5978), утвердил обязательные формы представления банками сведений о счетах.
Предполагается, что указанная система сбора и обработки информации в дальнейшем будет включать в себя также сведения о счетах, открытых в банках за пределами Российской Федерации, регистрацию которых налоговые органы осуществляют в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.
Следует также отметить, что перевод сведений о счетах в электронный вид позволил сформировать федеральный информационный ресурс «Банковские счета», который к настоящему времени содержит порядка 10 млн записей (в том числе 8,9 млн записей по юридическим лицам). Формирование указанного ресурса даст возможность в дальнейшем внедрить различного рода аналитические, прогностические и информационные системы, позволяющие с помощью современных математических методов осуществлять мониторинг, оценку деятельности самих банков и их клиентов по ряду показателей.