Секъюритизация и дезинтермедиация.
Финансовая система США на протяжении более чем 60 лет состояла в основном из двух посреднических каналов: финансовых институтов и рынков ценных бумаг. Они были в определенной степени отделены друг от друга, а банки являлись основными институциональными кредиторами. В 70-х гг. рынок ценных бумаг значительно расширился, и граница между двумя каналами стала постепенно стираться. Процесс замещения кредитного рынка рынком ценных бумаг открыл путь для секьюритизации, которая объединила оба канала и позволила использовать преимущества обоих.
Секьюритизация — это продажа активов (обычно ссуд), которые оформлены как ценные бумаги. Традиционные способы банковского кредита при этом замещаются выпуском на рынок ценных бумаг («секьюритизация» от английского слова «секьюритиз» — ценные бумаги).
Продавая такие ценные бумаги на фондовом рынке, банк возвращает средства, затраченные на приобретение активов (т. е. на выдачу ссуд) и использует их вновь для предоставления новых займов или для покрытия операционных расходов.
Погашение и выплата процентов по этим ценным бумагам производится из средств, поступающих при погашении ссуд.
Банкам выгодно выпускать и продавать такие ценные бумаги по нескольким причинам. Во-первых, они переводят риск, связанный со ссудами, на покупателей ценных бумаг, т. е. избавляются от тех ссуд, по которым имеется высокая вероятность невозврата, улучшая тем самым свое финансовое состояние.
Во-вторых, с помощью этих операций банки сокращают объем низколиквидных активов (поскольку секьюритизируют, как правило, низколиквидные активы — контракты по потребительскому кредиту, ипотеки, другие мелкие ссуды и т. д.).
В-третьих, кредитные институты могут получать дополнительные доходы от разницы между процентными ставками при секьюритизации активов и выплатами акционерам, купившим эти ценные бумаги, а также доход в виде комиссионных за обслуживание пакета активов.
Кроме того, секьюритизация позволяет банкам улучшать свои финансовые показатели, выводя за баланс часть своих рискованных активов (поскольку секьюритизированные активы отражаются за балансом). Однако, трансформируя ссуды в ценные бумаги и продавая их на рынке, банки лишаются более крупного дохода (если бы они не продавали кредиты, а сами получали по ним проценты, то доходы их были бы выше).
Формы традиционного финансового посредничества банков в последние десятилетия неуклонно сокращались, что нашло отражение в потере банками значительной доли рынка депозитов и кредитов (это явление получило название дезинтермедиации). Возмещение такой потери в определенной степени компенсировалось стремительным вовлечением банков в торговлю ценными бумагами, в том числе секьюритизированными активами, а также сопровождалось изменениями в области регулирования.
Наиболее весомым последствием дезинтермедиации и финансовых инноваций, с одной стороны, стало снижение прибыли банков и возрастание их неустойчивости. С другой, появились некоторые инновации, которые используются как средство хеджирования рисков и противодействия падению прибыльности. Так, например, часть производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, свопы) позволяет банкам делить посреднический процесс на элементы и управлять сопутствующими им рисками за счет сотрудничества с другими экономическими агентами, готовыми брать на себя эти риски. В США и европейских странах внебалансовые операции крупных банков, связанные с использованием всевозможных продуктовых инноваций, в три-четыре раза превышают их балансовую величину.