Общая характеристика проекта федерального бюджета на 2005 г.
Профицит бюджета на 2005 г., как и профициты прошлых лет, носит условный характер. Дело в том, что согласно принятой методологии разработки бюджета в его расходную часть не включаются расходы на погашение госдолга. В 2005 г. расходы на погашение внешнего долга составят 11,5 млрд долл., или 345 млрд руб. и внутреннего долга - 122 млрд руб. Это значит, что фактически в 2005 г. имеется дефицит бюджета в сумме 189 млрд руб. В пояснительной записке к проекту бюджета есть даже специальный раздел об источниках покрытия дефицита бюджета. Не исключено, что с методической точки зрения такой порядок формирования бюджета имеет определенные удобства. Однако нужно иметь в виду, что расходы на погашение внешнего долга деформируют всю систему бюджетных расходов.
Продолжается политика снижения объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. В текущем году общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» - 17,4% ВВП), в 2005 г. он снизится до 16,3%. Таким образом, уже в 2004 г. снижение общего объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП существенно превышено против предусмотренного законом, а на 2005 г. запрограммировано его дальнейшее сокращение. Это обосновывается тем, что необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов бюджета по отношению к ВВП. Задача экономии расходов в принципе всегда актуальна. Однако такая экономия, во-первых, не должна приводить к постоянной нехватке финансовых ресурсов на неотложные нужды, а во-вторых, недопустимо, чтобы она вызывалась необходимостью сбалансирования бюджета.
Эти условия политики сокращения расходов бюджета по отношению к ВВП, по нашему мнению, явно не соблюдаются. Во всех сферах экономики, и в первую очередь в социальной сфере, постоянно ощущается жесткий дефицит финансовых ресурсов. В то же время не вызывает сомнений, что бюджет вполне может быть сбалансирован и без сокращения расходов по отношению к ВВП.
Анализ структуры расходов федерального бюджета на 2005 г. подтверждает, что при весьма высокой его профицитности и крупном накопленном стабилизационном фонде этот бюджет не ориентирован на приоритетное решение ни социальных проблем, ни проблем модернизации и диверсификации производства. Анализ распределения расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики показывает, что доля расходов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, во всех расходах бюджета снижается с 39,7% по закону о бюджете на 2004 г. до 38,6% в 2005 г. и на создание потенциала для будущего развития - с 6,3% до 5,7%.
К числу острых проблем проекта федерального бюджета на 2005 г. относится перекладывание на регионы значительной части социальных и других обязательств без соответствующего роста их доходов. Это касается как обеспечения значительной части социальных льгот, так и субсидирования производства, особенно сельского хозяйства, а также финансирования отраслей социальной сферы. Между тем продолжается нарушение установленного соотношения сумм федерального бюджета и бюджетов территорий в пропорции 50:50. Это соотношение на 2005 г. составит 55:45 в пользу федерального бюджета. При этом не увеличивается практически и доля в расходах федерального бюджета межбюджетных трансфертов. В 2005 г. она составит 30,8% против 30,7% по закону о бюджете на текущий год.
За последние годы несколько улучшились основные показатели, характеризующие уровень экономической безопасности страны.