Сверхкороткие циклы в отраслях экономики. Розничная торговля.
Для прогнозирования экономической активности имеет существенное значение выявление продолжительности деловых циклов, поскольку это не постоянная величина. Ее уточнения можно достичь с помощью обзоров деловой активности.
Руководители и менеджеры предприятий при оценке ожидаемого выпуска товаров и услуг, отвечая в обзорах на взаимосвязанные вопросы о портфеле заказов, финансировании, загрузке мощностей, уровне производства, складских запасах годовой продукции, учитывают деловой цикл. Для макроэкономических прогнозов применяются квартальные обзоры деловой активности, которые дают возможность сместить ожидания на квартал вперед. Для текущего управления важно уточнить, в какой точке делового цикла находится регулируемый процесс, чтобы принять наиболее эффективное решение. Это можно сделать на основе ежемесячных обзоров деловой активности. О справедливости сказанного свидетельствует сопоставление экономической статистики и обзоров деловой активности в различных отраслях экономики.
В дальнейшем будем опираться на устоявшееся в экономической теории понимание процикпических показателей, к которым относят совокупный выпуск, выпуск по секторам экономики, прибыль частного сектора, денежные агрегаты, скорость обращения денег, краткосрочные ставки процента и уровень цен. Для выявления сверхкоротких деловых циклов обратимся к ежемесячным обзорам ожиданий выпуска продукции и услуг в базовых отраслях экономики, определяющих темпы роста ВВП, а также к темпам денежно-кредитной эмиссии.
Если руководствоваться экономической статистикой последних лет, то деловые циклы в торговле можно было бы обозначить с января по февраль 2002 г., с марта по декабрь 2002 г., с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. Однако ожидания розничных продавцов, по-видимому, являются более точным индикатором. В соответствии с ними в 2002 г. деловой цикл в торговле начался в марте и закончился в сентябре, а не в декабре; следующий цикл, начавшийся в октябре, закончился в декабре; в 2003 г. циклы охватывают периоды январь-март и апрель-сентябрь.
Изменения ожиданий, соответствующие изменениям оборота торговли, не регулярны. Об этом можно судить по различиям в смещении динамического ряда индекса ожиданий относительно динамического ряда статистического показателя оборота торговли. Условно разобьем динамические ряды на участки, совпадения оборота торговли и смещенных ожиданий по которым наиболее явные. Обнаруживается, что смещения индекса ожиданий относительно динамики торговли свидетельствуют о сокращении делового цикла.
Смещение ожиданий оказывается разным. Чаще происходит смещение вперед на один месяц, что логично, поскольку ожидания носят прогнозный характер и респондентов спрашивают, ожидают ли они увеличение продаж в будущем. Однако в эту схему не укладывается смещение ожиданий на два месяца в середине 2002 г. и в конце 2003 г. Указанный эффект может свидетельствовать об удлинении делового цикла на два месяца, что объясняет образующиеся при смещениях «разрывы» в динамическом ряде индекса ожиданий.
Судя по ожиданиям менеджеров в торговле, в течение календарного года образуются три регулярно повторяющихся деловых цикла: I квартал, когда объем продаж резко увеличивается, II—III кварталы, когда колебания объема продаж носят по преимуществу конъюнктурный характер, и IV квартал, когда происходят сезонные распродажи и объем реализации увеличивается. Для ведущих развитых стран и стран, экспорт услуг которых основывается прежде всего на туризме, в III квартале каждого года происходит сезонное увеличение туристических услуг и пассажирских перевозок. Указание на периодичность в сфере торговли, не объясняемую сезонными волнами, дает возможность использовать удлинение делового цикла в середине года для расширения в два раза горизонта текущих прогнозов. В соответствии с указанным выше повторяющимся эффектом ожидания менеджеров в сфере торговли в конце года предвосхищают развитие торговли на квартал вперед, а их ожидания в I квартале - на два квартала (полгода) вперед.