Общая характеристика итальянской банковской системы.
На структуру и стиль деятельности итальянской банковской системы наложила отпечаток система участия государства в акционерном капитале предприятий всех отраслей экономики через холдинги и финансово-промышленные группы, практикующаяся в Италии с послевоенных времен и во многом сохранившаяся сегодня. Ее отличительные черты: сильная дифференциация банковских учреждений по статусу, способам привлечения вкладов и кредитования клиентов; сегментированный и олигополистический характер финансового рынка, при котором небольшое количество крупных фирм задает уровень рыночных цен; высокая степень огосударствления банковской сферы; относительно слабое развитие рынка ценных бумаг; запоздалое по сравнению с другими ведущими промышленно-развитыми странами развитие современных форм финансового посредничества, таких как совместные фонды, лизинг, факторинг и т. д.
Уровень концентрации банковского капитала Италии довольно высок (в руках полутора десятков учреждений сосредоточено около 40 % общего объема финансовой деятельности), однако еще со времен экономической депрессии и нахождения у власти фашистского правительства в стране существует искусственно созданное разделение рынка финансовых услуг на краткосрочный рынок, операции на котором осуществляют и по сей день коммерческие банки, и средне- и долгосрочный, являющийся областью деятельности специализированных государственных финансовых институтов. Это и обусловило численное преобладание в банковской системе Италии средних по величине учреждений с невысокой рентабельностью, сохраняющих традиционные клиентуру и стиль работы и с трудом воспринимающих новые веяния. Лишь в последние два-три десятилетия XX века в Италии (как и во Франции) было законодательно разрешено проведение акционирования государственных банков. Причинами, стимулирующими приватизацию, явилась необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности банковского сектора страны, устранения экономических деформаций, накопившихся в процессе сосуществования частного и государственного секторов экономики и, наконец, опасное состояние государственного бюджета страны.
К упомянутым выше институтам краткосрочного кредитования относятся:
- три банка «национального значения» — Банка Коммерчиале Итальяна, Кредите Итальяно и Банка ди Рома,— представляющие собой акционерные общества, в которых государству принадлежит соответственно 55, 67 и 35 % капитала;
- шесть больших банков публичного права, многие из которых вплоть до
1926 г., наряду с центральным банком, имели право эмиссии банкнот. Сегодня они находятся в государственной собственности, но осуществляют коммерческую деятельность. Эти хозяйственные учреждения, наделенные правами юридических лиц и финансовой самостоятельностью, получают бюджетные трансферты, привлекают средства с рынка капитала через эмиссию облигаций и кредиты других государственных кредитно-финансовых органов и предприятий; - большое количество средних и мелких коммерческих банков, кредитующих соответственно малый бизнес и землевладельцев;
- кооперативные банки, работающие с кооперативами и ремесленниками;
- сберкассы, разветвленная сеть которых контролируется государством через головной институт Итал-кассе;
- множество сельских и ремесленных касс взаимопомощи.
Вторую часть банковской системы Италии образуют около 100 специализированных средне- и долгосрочных кредитных институтов (СКИ), обычно неакционерных кредитных предприятий, созданных государством для кредитования промышленности и других сфер экономики, а также бедствующих регионов. Их капитал сформировался за счет эмиссии облигаций, вкладов банков публичного права и национального значения, отчислений из центральных и областных бюджетов и других государственных финансовых учреждений.
Специфической чертой итальянской банковской системы является взаимодействие коммерческих банков и СКИ («двойное посредничество»). При этом доля банков в фондах СКИ постоянно растет и превышает уже 50 %, а жесткая специализация СКИ, введенная в 1936 г., постепенно стирается.