Опыт работы Банка Москвы.
Ситуация с резким возрастанием количества проблемных кредитов не оставляет безучастным ни одного субъекта финансовой деятельности в нашей стране. Но главными действующими лицами в потребительском кредитовании все равно остаются банки, выдающие такие кредиты, и кредитуемые ими клиенты.
Рост объемов розничного кредитования в нашей стране продолжается. При этом наращивание банками портфелей кредитов и агрессивная кредитная политика совсем не означают снижение рисков невозврата. Россияне стали активнее использовать банковские кредиты для удовлетворения собственных потребностей, но, к сожалению, общая грамотность в вопросах кредитования у большей части населения все еще находится на недостаточно высоком уровне. Более того, заемщики часто относятся к кредиту без должного внимания, считая, что могут платить по нему в удобные для них сроки, а не в установленные договором. Понятие «кредитная история» клиентам, за редким исключением, почти незнакомо. Кроме того, в последнее время получила широкое распространение такая форма мошенничества — заемщик оформляет на себя кредит для третьих лиц.
По данным Центрального банка, жители России просрочили выплаты по кредитам более чем на 30 млрд руб., и просроченная задолженность с каждым годом продолжает расти. По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. объемы просроченной задолженности в текущем году увеличились более чем в 3 раза. У некоторых банков доля просроченной задолженности, по различным оценкам, уже сейчас может составлять около 30%.
Рост просроченной задолженности влечет за собой увеличение у банков резервов. В последнее время они уделяют повышенное внимание качеству кредитного портфеля. Внедряются и совершенствуются новые системы скоринга и риск-менеджемента, активно привлекаются консалтинговые фирмы для анализа и выработки предложений по повышению качества кредитного портфеля, используется мировой опыт, происходит обмен информацией между банками о заемщиках. Улучшению качества кредитования также должны способствовать создаваемые бюро кредитных историй и привлечение банками страховых компаний в качестве дополнительного инструмента гарантии возврата долга.
Тем не менее, с моей точки зрения, доля просроченной задолженности в банковской системе находится на приемлемом для бизнеса уровне и даже имеет возможности к снижению. Кроме того, проблемы невозвратов перед банками встают не одновременно, так что не стоит драматизировать ситуацию и непременно ожидать банковского кризиса.
К сожалению, в нашей стране еще не заработали на должном уровне так сильно разрекламированные различными СМИ Бюро кредитных историй (БКИ). Например, в США или Западной Европе в БКИ содержится информация на 90% населения, а многие граждане там специально берут кредиты, чтобы создать себе хорошую кредитную историю. Количество коллекторских агентств в России по сравнению с Западом (в США их 7000, а в Европе 10 000) также крайне мало, а качество их работы пока далеко от идеального. Более того, из-за отсутствия конкуренции плата за услуги этих агентств очень сильно завышена.
Основные причины задержки оплаты кредита - это забывчивость клиента, его болезнь, задержка ему заработной платы, непредвиденные фрсмажорные обстоятельства, а также элементарное непонимание специфики кредитного продукта, который он получил, и незнание, условий и способов погашения кредита. Сознательно идут на невозвращение кредитов немногие, чаще всего это мошенники или просто люди, которых ввели в заблуждение мошенники.
Можно сказать, что профилактика невозврата по кредиту начинается в тот момент, когда клиент обращается в банк за его получением. Она ведется в двух направлениях. Во-первых, это качественная проверка клиента, для чего в нашем банке налажена очень четкая система анализа данных о заемщике. Более того, практикуются выезды сотрудников банка по месту регистрации, фактического проживания и месту работы для подтверждения данных заемщика.
Во-вторых, это подробная разъяснительная работа на стадии выдачи кредита.