Деловой климат в России. Комментарии экспертов.
Одна характерная российская особенность - коррумпированные чиновники даже после судебных процессов могут пойти на повышение. Это совершенно несопоставимо с зарубежными традициями, где чиновники сами уходят в отставку или даже порой оканчивают жизнь самоубийством только из-за подозрения на то, что они берут взятки. Средний размер взятки в нашей стране вырос за последние годы в несколько раз и, по разным оценкам, составляет около 150 тыс. долл. Чиновники дают возможность предпринимателю начать бизнес, а потом используют его как «дойную корову». Бизнес малопрозрачен, а российская бухгалтерская и финансовая отчетности вносят дополнительный риск. Прозрачные компании подвергаются более активным проверкам, чем «серые» фирмы. Если за рубежом выгоднее показать большую прибыль компании и уровень работы менеджеров, то в России ситуация полностью противоположная. Неслучайно, по исследованиям Transparency International, Россия находится на 127-м месте среди 159 стран по уровню коррумпированности.
Помимо сказанного, как справедливо подчеркивает руководитель Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Андрей Белоусов, есть и чисто производственные и инфраструктурные проблемы. В частности, остается крайне низким (2-4%) уровень обновления производственных мощностей (износ оборудования). Срок службы большого количества прозводственного парка во многих отраслях промышленности ограничен уже годами, так как старое советское послевоенное оборудование практически полностью изношено. Кроме этого, показатели структуры инвестиций (рост только в топливной промышленности, связи, металлургии и промышленности стройматериалов) усиливают сырьевую ориентацию российской экономики, что замедляет технологический прогресс. Особенно такая ситуация сказывается на инфраструктуре (транспортной, энергетической и телекоммуникационной) в регионах России, где она до сих пор недостаточно развита. В результате это может привести к будущему отставанию от развитых стран по уровню развития и темпам долгосрочного роста.
Главные условия прихода и работы инвесторов в стране — это политическая стабильность и предсказуемость экономического развития. «Если эти два главных условия не выполняются, то остальное — стоимостные оценки, структура рынка, корпоративное управление и т.д. — становится малозначимым», - отмечает в отчете «Инвестиционный климат в России: политические риски и кремлевские тайны» К. Уифер.
Эксперты ОЭСР, отмечая важность улучшения российского делового и инвестиционного климата, рекомендуют, например, преобразовать роль государства, уменьшив его присутствие в ключевых секторах экономики. Правительству же России, по их мнению, стоит больше сосредоточиться на вопросах стратегического планирования, оценке и мониторинге проводимой государственной политики, нежели на прямом вмешательстве в сферу бизнеса. «Государство должно стремиться к уменьшению доли своей собственности в активах таких значимых секторов экономики, как ТЭК, железнодорожный транспорт, банковский сектор, а также положить конец перекрестному субсидированию в этих отраслях», - советует генеральный секретарь ОЭСР Дональд Дж. Джонстон. Чиновникам надо ликвидировать избыточные ограничения во внешней торговле и в иностранных инвестициях, а судебную систему необходимо изолировать от внешнего давления как со стороны частного сектора, так и со стороны государства, отмечают эксперты ОЭСР в докладе «Россия: создание правил для рынка».