Взгляд со стороны коллекторского агентства.
На вопросы отвечает Е. Докучаева, генеральный директор ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшен».
Как можно оценить масштабы сотрудничества российских банков с коллекторскими агентствами? Какими критериями должен руководствоваться банк при выборе коллекторского агентства?
Сегодня под управлением коллекторских агентств находится порядка 25% официального зарегистрированного объема просроченных кредитов. Можно сказать, что доля коллекторских агентств не очень высока, однако два года назад в их работе находилось всего около 5% проблемных кредитов. Таким образом, вес коллекторов в данном секторе становится уже ощутимым.
Основной актив коллекторского агентства - опыт работы и репутация. Учитывать именно эти факторы должны все клиенты, выбирая то или иное агентство.
Один из пунктов миссии компании «Секвойя Кредит Консолидейшен» анонсируется как помощь людям в решении их финансовых проблем. Каким образом вы ее осуществляете?
В ходе проведения телефонных и личных переговоров с должниками наши специалисты выясняют причины возникновения задолженности и предлагают совместно разработать оптимальный для должника план погашения. Если эти причины объективного характера, мы готовы обосновать банку целесообразность предоставления рассрочки или возможности дисконтирования задолженности.
В последнее время в нашей стране все чаще появляются упоминания об антиколлекторах. Что вы можете сказать по этому поводу?
Мы ни разу не сталкивались с работой этих компаний. Комментировать же их деятельность достаточно сложно. По-моему, оказывать такого рода услуги неэтично: во-первых, должник несет расходы на антиколлекторов, а при этом его проблема с непогашенным кредитом не решается, во-вторых, такая деятельность в целом наносит урон рынку кредитования и усложняет получение кредита для добросовестных заемщиков.
Каковы Ваши прогнозы по ситуации с проблемными кредитами? Что нужно делать, чтобы данная ситуация не выходила из-под контроля? От чего зависит объем просроченной задолженности?
Факторов, влияющих на объем просроченной задолженности, немного - требования к заемщикам и методика оценки их кредитоспособности, верификация предоставляемой заемщиком информации, обеспечение по кредиту и, наконец, четкое понимание того, как нужно работать с данной задолженностью.
Говоря о требованиях к заемщикам и методике оценки их кредитоспособности, надо помнить, что розничное кредитование в России начало свое активное развитие примерно в 2000-2002 гг. За это время банки, активно занимающиеся кредитованием, смогли не только разработать собственную систему оценки кредитоспособности заемщика (скоринг), но и на основании анализа первоначальных результатов, опытным путем, максимально ее усовершенствовать с учетом целей самого банка и его кредитной политики. Таким образом, теоретически можно предположить, что рост просроченной задолженности происходит не под влиянием данного фактора.
Что касается обеспечения по кредиту, то наш опыт работы показывает - кредиты с обеспечением (ипотечные кредиты, автокредиты) возвращаются лучше, чем кредиты без обеспечения (экспресс-кредиты, нецелевые и пр.). Залог является психологическим инструментом, .стимулирующим должника погашать задолженность. Однако следует иметь в виду несовершенство российского законодательства — реальное обращение взыскания на залог является очень длительной и дорогостоящей процедурой. Поэтому этот инструмент в части влияния на объем просроченной задолженности реально заработает только после внесения изменений в определенные законы. Данный вопрос активно обсуждается на рабочей группе по вопросам деятельности коллекторских агентств при Ассоциации «Россия». Эту группу возглавляет Е. С. Бернштам, председатель совета директоров нашей компании.
Третий фактор — верификация сведений о должнике. К сожалению, хотя в России зарегистрировано около 20 кредитных бюро, получить достоверную и актуальную информацию о должнике — физическом лице практически невозможно. Банки неактивно сотрудничают с кредитными бюро, а если и сотрудничают, то единой базы обо всех заемщиках нет, так как разные банки работают с разными кредитными бюро и единая система хранения и предоставления сведений о должниках пока отсутствует.