Быстрые деньги - быстрые проблемы.

Сложно переоценить социальную значимость потребительского кредитования. Кредиты прочно, основательно и, думается, навсегда вошли в жизнь россиян. Для одних это шанс приобрести недвижимость, автомобиль или дорогостоящие предметы быта. Для других — способ заработать, вкладывая средства кредита в такие сферы деятельности, доходность которых выше процентных ставок по самому кредиту. Для абсолютного большинства — возможность «перехватить» денег на текущие нужды (оплату за учебу детей, погашение накопленной задолженности за жилье и коммунальные услуги и т.п.). Появилась прослойка людей, для которой «жизнь в кредит» стала нормой. Разобравшись во всех тонкостях кредитования, они гасят один кредит и тут же берут другой.

Активность, с которой граждане пользуются предлагаемыми банками кредитами, является одним из показателей интенсивности экономического и социального развития региона. Но у этого явления есть и оборотная сторона, не столь радужная. Судебные тяжбы, необходимость создания коллекторских агентств, изъятие приставами нажитого за долгие годы личного имущества неплательщиков, появление преступных сообществ, деятельность которых направлена на получение кредитов по поддельным, а чаще потерянным или украденным документам...

Первоисточником этих бед является та легкость, с которой происходит оформление и выдача кредитов населению. Еще несколько лет назад за получение кредита не каждый решался браться. Количество документов, которые необходимо было собрать, останавливало и бывалых. Но зато не было и просроченной задолженности. Ослабление критериев получения кредита незамедлительно сказалось на размерах просроченной задолженности, и банкам с этим как-то надо бороться. Один из способов — увеличение кредитного портфеля. В результате проблема нарастает как снежный ком. Заманчивые предложения, завлекающая реклама делают свое дело — кредиты сегодня берут даже те, кто раньше об этом и не задумывался, кому они, возможно, и не нужны вовсе.

Если бы не необходимость предъявления паспорта заемщиком, то можно было бы сказать, что кредиты выдаются под честное слово заглянувших с улицы людей. А быстрые деньги приносят и быстрые проблемы. Мало кто из заемщиков в полной мере осознает платность услуги. Стремясь получить кредит, человек думает прежде всего о том, на что он потратит деньги, какие текущие проблемы решит с их помощью. Проблемы, связанные с погашением самого кредита, отодвигаются на второй план.

Законодательное закрепление обязанности банков с 1 июля 2007 г. информировать получателей кредитов о размере эффективной процентной ставки, включающей все комиссии и платежи на обслуживание кредита, безусловно, является серьезным шагом к обретению потребительским кредитованием цивилизованного лица. Но проблема не только в полноте информации об условиях кредита. Большинство населения, столкнувшись с бумом кредитных предложений от банков, на практике еще не готово взвешенно сопоставлять возможности семейных бюджетов, уровень инфляции, риски потери работы и стабильного заработка с теми обязательствами, которые возникают в результате получения кредитов. Многолетняя нестабильность в экономике и обществе приучила россиян жить одним днем, не заглядывая в будущее, не задумываясь даже о среднесрочной перспективе. Подтверждение этому — большое количество кредитов, которые люди легкомысленно оформляют на свое имя, но не для себя, а для своих родственников и знакомых.

Банковскому сообществу необходимо осознать свою ответственность за происходящее и кардинальным образом повлиять на сложившуюся ситуацию: проверять не только паспорт, но и платежеспособность клиента, наличие у него кредитов в других банках, иных обязательств, из-за которых он не сможет нормально обслуживать кредит. Иначе скоро неминуемо заговорят об антисоциальном характере кредитования физических лиц по упрощенным схемам. Государству придется вплотную заняться этой проблемой и регламентировать потребительское кредитование также, как регламентируется игорный бизнес, дорожное движение и многое другое.

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
24 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 24 апреля снизилась на 0,94% и составила 63256,995 млрд руб.
19:22Сальдированная прибыль предприятий РФ в январе-феврале увеличилась на 16,1%
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,7175 руб.
Реклама для застройщиков Мы умеем и знаем как работать с клиентами в сфере недвижимости, ведь мы особо не двигаемся. У нас сидячая работа, мы сидим в транспорте и дома. Спорт это не для нас, поэтому мы лучше всех знаем как работать с недвижимым.