Финансирование инновационного процесса в высокотехнологическом секторе.

Финансирование инновационного процесса является основной проблемой при повышении качества экономического роста. В этой связи особую роль играет банковская система, предоставляющая возможности для вложения капитала в высокотехнологические производства.
Эффективность банковского сектора в финансировании инвестиционно-инновационного процесса связана с тем, что лишь банки способны создавать в экономике «новую покупательную способность» (согласно терминологии известного исследователя Й. Шумпетера), т. е. создавать предпосылки для финансирования инновационных компаний и перехода к более высокому уровню деловой активности. Банковская модель доминирует в континентальной Европе и Японии.
В рамках этой модели основными финансовыми посредниками являются депозитные институты (коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы), которые концентрируют потоки сбережений и на их основе осуществляют финансирование инвестиций в экономике. При этом сущесгвует определенная страновая специфика банковского финансирования. Например, в Японии банковские вложения осуществляются обычно исходя из интересов большого спектра групп: акционеров, работников, поставщиков, покупателей, членов бизнес-группы (кейрецу) и государства. Как представляется, именно развитие групп компаний - кейрецу - обусловило специфику японской модели рыночного финансирования.
Члены этой группы объединены вокруг сети взаимодействующих финансовых институтов (главным образом, банков), которые имеют тесные отношения с компаниями. Причем банки не только предоставляют нефинансовым членам группы долгосрочные кредиты, но и владеют большой долей их акционерного капитала. Один из банков, называемый «главным банком», обычно берет на себя функцию управления взаимоотношениями в группе. В дополнение к роли кредитора и собственника банки порой участвуют как топ-менеджеры в советах директоров компаний, что придает дополнительную стабильность подобной системе. Присутствие финансовых институтов в органах управления обусловливает появление «делегированного мониторинга», позволяющего оперативно решать финансовые вопросы нефинансовых компаний благодаря высокой степени осведомленности банков о делах фирм, планах их долгосрочного развития.
Континентально-европейская (немецкая) модель в значительной мере схожа с японской. Рынки акций здесь относительно малозначимы. Перед управленческим персоналом обычно не стоит угроза враждебного приобретения, наоборот, постоянные акционеры (например, универсальные банки в Германии), владеющие значительными пакетами акций компаний, предпочитают выходу из капитала совместную работу. Доступность к долгосрочному капиталу и «делегированный мониторинг» (со стороны банка) обусловливают сходство этой модели с японской. Долгосрочный характер отношений в системе взаимодействия между финансовым учреждением и нефинансовой компанией способствует снижению трансакционных издержек.
Иными словами, как отмечают некоторые исследователи, «в европейской системе существует тенденция к размыванию отличий собственников от других групп интересов посредством перекрестного владения акциями между поставщиками и организациями, предоставляющими капитал». При этом государство способствует развитию такой модели фирмы, поддерживая долгосрочность инвестиций банков в специфические активы. Универсальные банки обычно не имеют проблем с антимонопольными органами. Перекрестное владение акциями и пересечение управленческого персонала поддерживаются в целях достижения долгосрочного характера и доверительности отношений. Доверие между управляющими и поставщиками капитала - это основная характеристика банковской континентально-европейской системы.