Особенности банковского финансирования инноваций.
В банковском финансировании можно выделить несколько особенностей.
Характер восприятия рисков при инвестировании. Банки, осуществляя кредитование, ограничены в максимальной доходности величиной процентной ставки, указанной в кредитном договоре, и не ограничены в убытках. Это принципиально отличает их от акционеров, являющихся основными поставщиками капитала в фондовой модели финансирования, потенциальная прибыль которых не лимитирована и существенно выше возможных потерь, ограниченных суммой вложений в акции. И при прочих равных условиях банковский капитал способствует развитию относительно менее рисковых производств и отраслей, чем фондовый рынок.
Этому также помогает особый характер регулирования банковской системы в большинстве стран мира, ограничивающий ее участие в рисковых операциях путем административных мер, направленных на сохранение устойчивости и безопасности кредитных организаций. Так, например, система повышенного резервирования по мере возрастания вероятности непогашения кредита удорожает стоимость банковских ресурсов в сравнении с рынками капитала. Естественно, данное обстоятельство препятствует участию банков в финансировании рисковых производств.
«Структурные» отличия. При финансировании инновационных производств для банков характерно их несовпадение с системой функционирования инновационных отраслей. Дело в том, что многим высокотехнологичным рынкам присущ высокий уровень «минимально эффективных объемов производства». Он обусловлен существованием динамического эффекта масштаба («эффекта обучения»), т.е. снижения средних издержек на единицу продукции на протяжении периода времени по мере увеличения кумулятивного выпуска. Как следует из результатов эконометрических исследований, наибольшую роль динамический эффект экономии на масштабе играет на ранних стадиях жизненного цикла продукта в отраслях, где высока доля труда, особенно высококвалифицированного, т.е. в высокотехнологическом секторе.
Наиболее отчетливо «эффект обучения» можно проиллюстрировать на примере развития Интернета в США. Вошедшие первыми на рынок компании типа American Online предоставили потребителям уникальные на тот момент услуги по общению, поиску и обмену информацией. Их более поздние конкуренты столкнулись с невозможностью развития собственной «потребительской сети» из-за уровня удовлетворенности и консерватизма покупателей. Следствием высоких барьеров для входа на рынок стала его монополизация. В конце 1990-х гг. на долю 15% фирм, осуществляющих торговлю в Интернете, приходилось 85% всех продаж в этом секторе, а 10% поисковых компаний контролировали более 80% доходов от рекламы.
Но и при этом в ряде случаев «минимально эффективные объемы сбыта» превышают емкость национального рынка, что вынуждает компании работать на глобальной арене, например, в автомобильной промышленности, авиа- и судостроении, производстве двигателей, станкостроении, полупроводниковой и компьютерной промышленности, потребительской электроники, фармацевтической промышленности.
По некоторым оценкам, к 2010 г. доля отраслей, реализующих эффект масштаба исключительно за счет глобальной конкуренции, превысит 50% мирового ВВП, т. е. возрастет в 2,5 раза относительно уровня середины 1990-х гг. В данный процесс вовлечены и компании, традиционно опирающиеся на банковский капитал. Все это предопределяет еще одну особенность деятельности банков. Уровень глобализации банковских операций, как свидетельствует анализ McKinsey&Co, пока достаточно низок, чтобы в полной мере обслуживать финансовые потребности фирм, участвующих в международной конкуренции. Сказываются ограничения национальных систем регулирования, несовершенство технологий обслуживания клиентов и оценок рисков кредитования и др. В результате фирмы, реализующие стратегии по достижению экономии на масштабе, вынуждены обращаться к рынкам капитала.
Как отмечает Э. Израилевич, в континентальной Европе банки «уже не смогли самостоятельно финансировать национальную экономику. На смену им пришли фондовые биржи. Рынок... захватил каналы финансирования».
Банковская система была вынуждена существенно ускорить процессы укрупнения с целью форсированного выхода на уровень, достаточный для финансирования операций своих традиционных клиентов. Причем динамика указанного процесса могла быть существенно больше, если бы не значительные законодательные трудности в проведении слияний и поглощений в банковской сфере, препятствующие зачастую повышению экономической эффективности объединяющихся кредитных организаций. Например, в некоторых странах ЕС банки после слияний и поглощений не имеют права в необходимой степени сокращать дублирующие подразделения и операции. Другим ограничением на пути глобализации банковских операций является также психология высшего управленческого звена в этой отрасли. Например, по мнению многих аналитиков, именно из-за чрезмерной влиятельности управляющих Deutsche Bank и Dresdner Bank блокируются все попытки укрупнения банковского капитала Германии.