Кризис информационной революции.
В индустрии информационных технологий (ИТ) наблюдается явное замедление научно-технического развития. Кризис, поразивший отрасль в 2000 г. и длившийся до середины 2003 г., остался позади, выявив романтическое преувеличение роли отрасли и оставив осадок горького разочарования у инвесторов. Очарованность инвесторов всем, что содержало приставку "интернет", ушла с авансцены экономики и оставила высокотехнологичную отрасль в положении обычной, традиционной промышленности.
Персональный компьютер (ПК) с комплектом программного обеспечения (ПО) оказался удобным инструментом для организации систем управления в экономике, но "информационная революция", воспетая пиарщиками, не привела к принципиальным сдвигам в материальном производстве, а лишь существенно изменила системы распределения, особенно выделив их спекулятивную составляющую в виде валютных и фондовых рынков.
Технологический потенциал развития ИТ исчерпан и в ближайшие годы вряд ли можно ожидать чего-либо принципиально нового, сравнимого с ПК. Эту "революцию" условно можно сравнить с эпохами пара, нефти и электричества. Так же, как они, ИТ теряют свою новизну и превращаются в повседневность. Гипертрофированное внимание уделяется, особенно в США, применению ИТ в военном деле (спутниковая разведка, целеуказание, точное оружие, манипуляция толпой и т.д.). Все эти технологии начали развиваться еще во время Второй мировой войны. Последняя иракская война показала, что все они весьма эффективны при отсутствии реального противодействия и при полной деморализации армии с коррумпированным руководством. Когда же в Ираке возникло масштабное сопротивление, стало очевидно, что никакие ИТ не могут компенсировать технические недостатки американской бронетехники и вертолетов.
Работа программиста не требует высокого интеллекта, а скорее является ремеслом, связанным со значительной скрупулезностью, более свойственной культуре Востока. Пока это ремесло на Западе еще достаточно востребовано, но престижность его падает - уменьшается занятость и оплата труда в этой сфере, происходит ее смещение на Восток (Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии), где и разворачиваются, благодаря низкой оплате труда, основные действа "цифровой" революции.
В последние годы прошлого века ИТ-индустрия США и других развитых стран обеспечивала 20-30% прироста ВВП. Это неудивительно, так как новые процессоры от Интел стоили по 1 тыс. долл. в партии не менее 1 тыс. штук, а ПО операционной системы Windows-95 расходилось миллионными тиражами. Благодаря компьютеризации темпы роста производительности труда в США в 90-е годы XX в. удвоились - с 1.5 до 3% в год. С лихвой окупилось строительство электронной магистрали Интернета. Практически все контрагентские заказы, отношения "опт - розница", финансовые расчеты между предприятиями осуществляются через Интернет в электронном виде, что в 2000 г. снизило оперативные издержки на 1 млрд. долл. Объем розничной электронной торговли в стране (в 2000 г.) превысил 250 млрд. долл.
Благополучное положение на ИТ-рынке было нарушено пиаром новой экономики. Последняя представляет собой не более чем набор ПО для интернет-бизнеса (в основном торговли), то есть некую форму, оторванную, как правило, от содержания самого бизнеса. И эта форма, как некое наваждение, захватила даже самых прагматичных американских инвесторов. При инвестировании была забыта всякая осторожность, и рынок новой экономики (в основном ПО) перегрелся до предела, достигнув в 2000 г. примерно 18% ВВП.