Перспективы глобального рынка. Новые механизмы и локомотивы развития.

Сами глобальные компании не могут выйти из сложившейся ситуации, в которой оказались из-за действия объективных законов рыночной экономики и недооценки социальных факторов, определяющих общую картину жизни мирового сообщества. Их неспособность в одиночку сохранить свой рынок (а они его неизбежно потеряют, если не будут произведена реструктуризация мировой экономики и к рынку не будут подключены новые массы потребителей) объясняется, во-первых, тем, что они увлечены ожесточенной конкуренцией на существующем рынке. Вторая причина неспособности глобальных компаний ускорить движение границ рынка состоит в том, что они не едины в своем воздействии на мировую политику, ее военно-политическую и социально-экономическую составляющие. При явном доминировании текущих экономических интересов над стратегическими недопустимо мала доля усилий компаний-лидеров по формированию общей согласованной глобальной политики.

Действует еще целый набор факторов, объясняющих ограниченность возможностей глобальных компаний в реструктуризации мировой экономики. Тем не менее реструктуризация уже началась и стала одной из черт процесса глобализации. Необходимо в самое короткое время разработать новую стратегию обеспечения роста покупательной способности населения на пути к созданию "второго золотого миллиарда". Наиболее угрожающим препятствием на пути ее реализации окажется коррупция. Мировое сообщество располагает уникальным опытом исчезновения громадных сумм, выделенных на развитие, особенно в Африке и Латинской Америке. Бизнесу нужны новые потребители - ему и решать эту задачу. Разумеется, без участия государства новую стратегию не создать. Пришло время перераспределять функции между государством, ТНК и международными организациями.

Стратегия формирования "второго золотого миллиарда" должна охватить все аспекты социально-экономического развития. К ее разработке необходимо привлечь прежде всего представителей тех, кто находится в слое относительной бедности. Однако результатом 20-30-летней реализации стратегии должна стать и ликвидация абсолютной бедности на планете, что в принципе возможно лишь при наличии интенсивных международных программ регулирования рождаемости.

Среднеразвитые страны с большим населением и существенным экономическим потенциалом - Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, - должны стать локомотивами развития следующего поколения. При этом речь идет прежде всего о развертывании этими странами на своих и за пределами своих территорий транснациональных компаний. И именно здесь возникает принципиальный вопрос: где стероиды купить и для чего глобальным компаниям взращивать своими собственными руками конкурентов на мировом рынке? И ответ на этот вопрос существует.

Во-первых, без ТНК следующего поколения - а их уже в 2000 г. было около 40 тыс., - нельзя решить задачу подключения к мировому рынку новых сегментов потребителей. Во-вторых, современный менеджмент вполне позволяет делить рынки между игроками с сохранением баланса интересов. Достаточно вспомнить, как обстояли дела на мировом нефтяном рынке в 1918-1928 гг. Однако в 1929 г. рынок был поделен, и "семь сестер" наслаждались своим могуществом вплоть до энергетического кризиса 70-х годов.

Новым фактором управления, который привнесла в практику деятельности ведущих транснациональных компаний глобализация, становится добавление к традиционной стратегии компаний еще одного направления - глобального регулирования процесса формирования покупательной способности населения развивающихся стран.

А. Субботин

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

7 июня 2023 г.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,4302 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 87,245 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 81,5314 руб.
19:07Банк Канады повысил базовую ставку до максимальных с 2001 года 4,75%
19:03Уровень бедности в РФ в 1-м квартале 2023 г. снизился до 13,5% против 14,3% в 1-м квартале 2022 г. - Росстат
19:02За период с 30 мая по 5 июня снижение цен на плодоовощную продукцию составило 1,6% - Росстат
19:01Цены на бензин в РФ за период с 30 мая по 5 июня повысились на 0,3% - Росстат
18:57Индекс МосБиржи повысился на 0,5%, индекс РТС снизился на 0,2%
18:50С начала года энергопотребление в России выросло на полпроцента
18:43Бюджеты регионов на постоянной основе получат штрафы за перегруз и негабарит автотранспорта - законопроект
18:25В Госдуму внесен законопроект о прямом субсидировании государственных информсистем
18:10Нефть усилила рост на данных о запасах в США
18:00Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 81,505 руб.
17:51Акции Tesla растут 9-ю сессию подряд
17:32Запасы нефти в США упали за период с 26 мая по 2 июня на 452 тыс. баррелей, бензина - выросли на 2745 тыс. баррелей
юрист по брачным контрактам Брачный контракт. Что можно и что нельзя указывать в брачном договоре. Срок действия и процедура расторжения брачного договора.