Эклектическая теория Дж. Даннинга.
Одной из самых известных современных теорий, претендующих на исчерпывающее объяснение причин роста прямых иностранных инвестиций и возникновения транснациональных компаний, является так называемая эклектическая теория Дж. Даннинга. Поскольку ее автор является старшим экономическим советником ЮНКТАД, влияние данной теории прослеживается в выпускаемых под эгидой этой организации аналитических отчетах и других публикациях. Исторически теории международной торговли и движения факторов производства между странами существовали отдельно; Дж. Даннинг попытался объединить их в рамках единой теоретической модели. Согласно его теории ТНК возникает вследствие реализации трех преимуществ. Прежде всего фирма должна обладать уникальным конкурентным преимуществом, например патентом или торговой маркой, что позволяет ей успешно действовать на зарубежном рынке (преимущество собственности). Затем, с точки зрения фирмы, должна быть эффективной эксплуатация зарубежных производственных активов плюс к активам в своей стране или вместо них (преимущество местоположения).
Причинами, обусловливающими преимущества местоположения, могут быть транспортные издержки, необходимость оказывать услугу на месте, обход тарифных и иных ограничений, доступ к лучшим по соотношению «цена — качество» факторам производства и т.д. Наконец, фирма должна предпочитать собственный контроль над эксплуатацией зарубежного производственного актива передаче его по контракту в пользование внешней фирме (преимущество интернализации).
Применяя теорию Даннинга к международной экспансии банков, можно увидеть, что предлагаемые ею объяснения в целом удовлетворительны. Действительно, если бы ТНК были совершенно идентичны местным компаниям, для них вход на рынок какой-либо «чужой» страны был бы связан с убытками, поскольку всегда присутствуют, пусть и снизившиеся в результате развития процессов интернационализации и глобализации, но все же отличные от нуля дополнительные издержки ведения бизнеса в чужой стране. Эти издержки, получившие в литературе название «издержки чужестранца» (liability of foreignness), включают коммуникационные и транспортные расходы, дополнительные затраты по направлению персонала за рубеж, расходы по преодолению языковых, культурных, таможенных и иных барьеров, издержки нахождения вне привычной деловой и регуляторной среды и т.д.
В банковской отрасли издержки чужестранца особенно велики в рознице и обслуживании малого и среднего бизнеса. Часто иностранные банки, входящие на новый для себя рынок, сталкиваются с проблемой отрицательного отбора (adverse selection): им достаются только клиенты с плохим кредитным качеством, от которых отказываются местные банки. Международные банки, следовательно, должны обладать каким-то специфическим преимуществом (преимуществом собственности в терминах Дж. Даннинга) — например, лучшей технологией, более дешевым фондированием или способностью снизить издержки благодаря эффекту масштаба, — позволяющим компенсировать издержки чужестранца и добиться коммерческого успеха за границей.
Объясняя международную экспансию банков с позиций эклектической теории, можно использовать подход Грубеля. Банки, выходя на зарубежный рынок, вынуждены искать свой механизм компенсации издержек чужестранца. Таким механизмом часто оказываются специфические знания о стране происхождения и связи с ней, позволяющие таким банкам с большей эффективностью, чем местные банки, обслуживать торговлю с этой страной, работать с (недавними) иммигранта-ми, прибывшими из нее, и оказывать услуги ее компаниям, выходящим на зарубежный рынок.