Международная экспансия банков как продукт национальной финансовой системы.
По мнению ряда авторов (А. Слагер, Дж. Кенелс и др.), можно выявить зависимость между причинами зарубежной экспансии банков и типом финансовой системы, сложившейся в стране происхождения осуществляющих экспансию банков. Эти авторы выделяют три основных типа финансовых систем — рыночный, банкоориентированный и управляемый государством.
В финансовой системе рыночного типа, характерной прежде всего для англосаксонских стран, основную роль играет ценовой механизм, конкуренция между банками достаточно высока, что вынуждает их активнее использовать инновации. Внедряя инновации, такие банки получают преимущества, которые можно экспортировать, — отсюда их склонность к внешней экспансии.
Банкоориентированный тип финансовой системы, распространенный в континентальной Европе, предполагает существование устойчивых долгосрочных отношений между банками и их клиентами, что препятствует проникновению банков извне, в частности из стран с рыночным типом финансовой системы. Соответственно последние, пытаясь войти на интересующий их рынок, вынуждены концентрироваться в специализированных продуктовых нишах, опираясь на внедренные у себя дома инновации.
Наконец, в управляемых государством финансовых системах (авторы рассматриваемой здесь концепции относят к ним финансовые системы Японии и других азиатских стран) внешняя экспансия банков часто поддерживается или даже направляется правительством, которое ставит целью создание «национальных чемпионов», способных играть в мировой банковской лиге. Такая политика может быть продиктована соображениями национального престижа, усиления экономического, культурного и политического влияния данной страны на международной арене и т.п. В то же время для банков такой страны стимулом к интернационализации может стать желание уйти от чересчур жесткого регулирования у себя в стране и вырваться на «оперативный простор».
Представляется, что рассматриваемый теоретический подход, справедливо привлекая внимание к различиям между странами по типу существующих в них финансовых систем, вместе с тем излишне абсолютизирует влияние данного фактора. Это, в частности, касается воздействия государства на стратегию внешней экспансии банков. Во-первых, такое воздействие характерно не только для стран, где государство контролирует банковскую систему, но и, например, для Франции (поддержка попыток Credit Lyonnais в 1980— 1990-х гг. путем внешней экспансии обойти Deutsche и стать крупнейшим европейским банком), Испании (активная поддержка экспансии в Латинскую Америку) и многих других стран, относимых к банкоориентированному типу. Однако трудно представить себе, что такая экспансия совсем не имеет экономических предпосылок, т.е., иными словами, что давление правительства является единственной причиной этой ситуации.
Еще один недостаток данного подхода — свойственное ему априорное предпочтение англосаксонского типа финансовой системы, которому приписываются наивысшая эффективность, уникальная способность порождать инновации и прочие достоинства. Подобные утверждения, казавшиеся бесспорными несколько лет назад, после начавшегося летом 2007 г. мирового банковского кризиса уже не выглядят столь же очевидными. Кроме того, инновации в финансово-банковском секторе в современном мире концентрируются не в странах, а в финансовых центрах: стимул получения доступа к ним определяет экспансию не в данную страну, а в данный финансовый центр (т.е. не вообще в США, а конкретно в Нью-Йорк).
Наконец, как и в случае теории X. Грубеля, можно утверждать, что этот теоретический подход описывает ситуацию 1970-х гг., но для сегодняшнего дня во многом является упрощением. Чистых типов финансовых систем, сформировавшихся 30—40 лет назад, сегодня не существует: хотя о полной конвергенции говорить не приходится, но различий стало значительно меньше.