Штаб-квартира международной банковской группы.
Штаб-квартира международной банковской группы — важнейший элемент ее внутренней структуры. Штаб-квартира — место, задающее идентичность банковской группы, прежде всего ее национальную идентичность; обычно, хотя и не всегда, это место, где группой платятся основные налоги. Штаб-квартиру можно рассматривать как своего рода «интерфейс» или посредника между внутренним и внешним миром банковской группы, между входящими в нее банками и дивизионами и внешними участниками — акционерами, финансовыми рынками, государственными органами, профсоюзами и т.д.
Можно выделить четыре основные задачи, решаемые штаб-квартирой. Во-первых, она определяет и контролирует реализацию стратегии банковской группы, обеспечивает поддержание и развитие ее организационных, финансовых, управленческих и иных ресурсов для долгосрочного создания стоимости. Во-вторых, она осуществляет мониторинг и регулирование деятельности дивизионов. В-третьих, она выполняет функцию обслуживания банков группы, находящихся в различных странах, концентрируя у себя некоторые важнейшие виды деятельности, к которым обычно относятся казначейство, управление рисками, отношения с инвесторами и внешними участниками и др. (эти виды деятельности относятся к соответствующим дивизионам, но люди, их выполняющие, физически находятся в штаб-квартире). В-четвертых, штаб-квартира отвечает за поддержание взаимоотношений и организацию обслуживания наиболее важных, стратегических клиентов банковской группы (таких, как Siemens для германских банков и IKEA для банков Швеции).
Функции штаб-квартиры крупной международной банковской группы в целом аналогичны функциям штаб-квартиры крупной компании реального сектора. Согласно результатам исследования штаб-квартир международных компаний и банков, предпринятого международной консалтинговой компанией Arthur D. Little, в штаб-квартире почти всегда располагаются общее руководство, финансовый менеджмент (службы главного финансового директора — chief financial officer, CFO), кадровая служба, управление маркетинга. В 83% случаев в ней находятся юридическая служба, управление внешних коммуникаций (работа с инвесторами, продвижение бренда, взаимодействие с внешними группами интересов — регуляторами, правительствами, бизнес-ассоциациями, «идеологическая работа» с персоналом внутри компании), в 90% случаев штаб-квартира отвечает также за общую архитектуру информационных технологий, используемых компанией, в 78% случаев — за общее руководство ее производственными операциями (служба главного операционного директора — chief operational officer, COO), примерно в половине случаев в ней расположены отделы научных исследований и разработок. Согласно упомянутому исследованию в среднем на 1000 человек, занятых в компании, приходится 19 человек, работающих в штаб-квартире.
Помимо общекорпоративной штаб-квартиры в международной банковской группе существуют и штаб-квартиры дивизионов (прежде всего отвечающих за развитие бизнеса— розничного, корпоративного и инвестиционно-банковского). Среди функций штаб-квартир дивизионов, называемых также штаб-квартирами по продуктам, — формирование стратегии развития данной линии бизнеса, принятие основных решений в ее рамках, разработка новых продуктов и т.д.
В настоящее время в большинстве международных банковских групп функциональный принцип организации превалирует над территориальным. Последний, однако, не исчезает совершенно: во многих случаях сохраняются региональные штаб-квартиры, отвечающие за все операции банковской группы в определенном — обычно достаточно крупном, например «Восточная Европа» или даже «Южная Европа, Ближний Восток и Африка» — географическом районе. При этом сама региональная штаб-квартира обычно организована по функциональному принципу; она также включает в себя элементы поддерживающих функций — управление персоналом, стратегическое планирование, финансирование.