Методы предупреждения валютно-финансовых кризисов.
Две волны финансовых кризисов середины -конца 1990 гг. возникли неожиданно и принесли большие экономические потери. Глобализация мировых экономических связей способствовала появлению цепной реакции в распространении кризисов в региональном масштабе по торговым и финансовым каналам. Триллионные потоки капиталов, усложнение финансовых рынков развитых стран и появление новых финансовых инструментов, огромная задолженность развивающихся стран и неразвитость их финансовых рынков и другие факторы значительно увеличивают риски валютно-финансовых кризисов.
Специалисты прогнозируют, что количество кризисных потрясений будет расти, а объем средств, требуемый для выхода из них, будет увеличиваться. В этой связи целесообразно обобщить разрабатываемые специалистами методы предупреждения валютно-финансовых кризисов.
Целесообразно рассматривать механизм предупреждения кризисов в узком и широком смысле. В узком понимании предупреждение кризисов означает информирование всех заинтересованных организаций и лиц о результатах исследований кризисных потрясений, тенденциях и прогнозе развития экономики, новых факторах рисков и других событий, влияющих на возникновение и распространение кризисов. Эти исследования осуществляют организации или отдельные ученые. Большим вниманием пользуются публикации международных организаций - МВФ, ВБ, ООН, БМР, университетов и частных исследовательских институтов.
Работы известных ученых могут оказать существенное влияние на меры, предпринимаемые для предупреждения кризисов. В книге Дж. Стиглица, посвященной глобализации и оценке итогов неолиберального эксперимента в мировом масштабе, отмечаются сложности и проблемы, возникающие в результате использования шаблонных подходов при формировании экономической политики развивающихся стран. Международные организации и правительства стран должны учитывать эти рекомендации, чтобы сократить кризисные явления и обеспечить устойчивое экономическое развитие. Другой пример: А. Кобяков и М. Хазин, анализируя тенденции развития экономики США, прогнозируют резкое ухудшение качеств американского доллара как резервной валюты и изменение структуры мировой валютной системы. Реализация прогнозов и предсказаний является вероятностным процессом, сложно поддающимся управлению. Основная цель прогноза - выработка способов предупреждения кризиса, повышение готовности к отражению угроз, принятию предупредительных мер. Указанные в прогнозе сроки могут быть отодвинуты, а последствия смягчены, если своевременно и адекватно реагировать на предостережения.
Информирование осуществляется либо конфиденциально и предназначено целевым группам, подвергающимся воздействию рисков или принимающим меры по предотвращению кризисов, либо публично для мировой общественности, правительств, экономических субъектов и других заинтересованных лиц через СМИ, публикации и выступления на конференциях.
Важным элементом для предотвращения кризисов является своевременное представление и распространение стандартизованной информации о состоянии экономики и финансов государств и экономических субъектов, обеспечение прозрачности не только данных, но и принимаемых решений.
В широком понимании механизм предупреждения кризисов должен осуществлять не только информационную функцию, но и предлагать меры по снижению вероятности возникновения кризисов и уменьшению их социально-экономических последствий. К основным мероприятиям по предотвращению валютно-финансовых кризисов, вошедшим в практику мирового сообщества, относятся обеспечение прозрачности и информирование о финансовых показателях и политике международных организаций, правительств и корпораций, применение в практической деятельности международно-признанных стандартов и кодексов, всесторонний анализ и оценка рисков, использование надзора за ключевыми финансовыми показателями и соответствием практики финансовых институтов международно-признанным стандартам и нормам, применение моделей систем раннего предупреждения кризисов для прогнозирования критических ситуаций.
Надзор является важной составной частью регулирования всех сфер экономики с целью предупреждения кризисных потрясений и отклонений от норм. Его осуществляют регулирующие органы: центральный банк, органы банковского контроля, министерство финансов, комиссия по ценным бумагам, международные организации, рейтинговые агентства и другие организации. В частности, при обнаружении отклонений или нарушении законодательства регулирующие органы принимают корректирующие меры, варьирующиеся от убеждения и предупреждения до применения санкций, штрафов и снижения рейтингов, приводящих к увеличению стоимости заимствований.
Динамичное развитие финансового рынка, появление новых инструментов и институтов способствуют возникновению явных и скрытых угроз стабильности. Предупреждение кризисов непосредственно связано с выявлением рисков и управлением ими. Примером по внедрению в международную практику методов оценки рисков является Базельское соглашение о норме собственного капитала, в котором достаточность капитала определяется при помощи коэффициентов, учитывающих кредитный, рыночный и операционный риски. За последнее десятилетие Базельский комитет банковского надзора опубликовал семь нормативов по управлению процентными, кредитными, операционными и связанными с производными финансовыми инструментами и электронным банкингом рисками. Сегодня существует множество различных методов их определения и управления.
Система раннего предупреждения кризисов — один из методов предупреждения валютно-финансовых кризисов, основанный на заблаговременной оценке отклонений показателей развития в область повышенных рисков и принятии корректирующих мер. Этот метод находится в стадии разработки в МВФ, а часть его элементов используют для предупреждения финансовых и валютных кризисов некоторые центральные банки и корпорации.
Международно-признанные стандарты и кодексы способствуют предотвращению кризисов путем применения на практике норм, ведущих к снижению рисков. Оценка деятельности субъектов рыночной экономики с точки зрения ее соответствия существующим стандартам позволяет повысить качество принимаемых политических, экономических, в том числе и инвестиционных, решений. Во многих сферах финансовой деятельности установлены международные стандарты. МВФ, Всемирный банк, Банк международных расчетов совместно с другими международными организациями оказывают техническую помощь странам в оценке соответствия международно-признанным стандартам в двенадцати областях, связанных с финансовой и корпоративной сферами и распространением данных.
Базельское соглашение-2 о норме собственного капитала банков, нацеленное на укрепление устойчивости банковских систем и повышение безопасности их функционирования, установило норматив достаточности капитала банка с учетом требования по снижению рисков, возникающих в деятельности банков. Наряду с использованием признанных стандартов и кодексов в целях предотвращения кризисов необходимо укреплять потенциал политических и финансовых институтов, совершенствовать структуру финансового рынка и обеспечивать прозрачность отчетности и принимаемых политических решений.