Комиссия по контролю и регулированию банковской сферы Китая

Принятию правительством Китая в апреле 2003 г. решения о создании Комиссии по банковскому контролю и регулированию банковской сферы Китая (China Banking Regulatory Commission) предшествовала длительная история становления системы банковского контроля в стране.

Народный банк Китая (НБК — центральный банк) являлся с 1984 г. основным субъектом денежно-кредитного контроля и регулирования, отвечал за стабильность валюты и экономическое развитие, преследуя при этом в качестве основной цели поддержание и стимулирование стабильного экономического развития. Вплоть до начала 90-х гг. функции контроля банковской, фондовой и страховой сфер были сосредоточены в НБК.

С быстрым ростом денежно-кредитных учреждений Китая, развитием фондового рынка, происходящих с 1992 г., появляется большое число трастово-инвестиционных компаний, обостряется конкуренция среди коммерческих банков и страховых компаний. Общая экономическая ситуация осложняется утратой макроэкономического контроля и операционным хаосом среди денежно-кредитных учреждений. В этих условиях все очевиднее необходимы усиление денежно-кредитного контроля и регулирование. Встает вопрос о том, должна ли эта функция принадлежать НБК. По решению Госсовета КНР в августе 1992 г. была создана Комиссия по контролю и регулированию ценных бумаг Китая (China Securities Regulatory Commission) и функции контроля фондовой сферы были вычленены. Таким образом, в качестве первоочередной и, по всей видимости, наиболее проблемной, требующей незамедлительного принятия мер оказалась фондовая сфера Китая.

В ноябре 1998 г. функции контроля и регулирования страховых компаний и страхового рынка также были отделены от НБК и переданы созданной в этом же году Комиссии по контролю и регулированию страховой сферы КНР (China Insurance Regulatory Commission). Так контроль и регулирование банковской, фондовой и страховой сфер были разделены. В период 1998-2003 гг. для контроля и регулирования банковской сферы в структуре НБК были организованы отделы по контролю государственных и акционерных банков, кредитной кооперации, небанковских денежно-кредитных учреждений и иностранных банков.

В 2003 г. правительство КНР принимает решение о том, что НБК более не следует нести функции контроля и регулирования денежно-кредитной сферы, а он должен сосредоточиться исключительно на макроэкономическом регулировании в стране. В марте 2003 г. утверждается создание Комиссии по контролю и регулированию банковской сферы КНР. Таким образом, с появлением фондовой, страховой и банковской комиссий произошло разграничение сфер и создание раздельной системы управления и контроля денежно-кредитной сферы.

Создание Комиссии по банковскому контролю и регулированию Китая привело к расформированию рабочей группы по денежно-кредитной сфере, занимающейся вопросами противостояния азиатскому финансовому кризису, усиления контроля в денежно-кредитной сфере. С 1998 г. эта группа являлась основным центром, определяющим направления реформы денежно-кредитной системы страны, политику в этой сфере, а также кадровые назначения высшего руководящего состава денежно-кредитных учреждений страны. Как продукт реформы и экономического положения страны 90-х гг., эта группа выполнила свою основную историческую задачу. Большая часть ее сотрудников были переведены на работу во вновь созданную комиссию, куда были также приглашены руководящие работники из различных коммерческих банков страны.

Необходимо отметить, что рабочая группа при Госсовете и НБК были не единственными контрольными органами кредитной сферы КНР. В январе 2000 г. был учрежден Ревизионный комитет по основным государственным денежно-кредитным учреждениям КНР. Госсовет определил 16 основных государственных денежно-кредитных учреждений страны, подконтрольных этому ведомству: Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк Китая, Банк сельскохозяйственного развития, Промышленно-торговый банк, Сельскохозяйственный банк, Банк Китая, Строительный банк Китая, Банк коммуникаций, китайские компании по управлению активами «Хуажун», «Чанчэн», «Дунфан» и «Синьда», а также Народная страховая компания Китая, Китайская компания по страхованию жизни, Компания Китая по перестрахованию и китайская компания с ограниченной ответственностью по ценным бумагам «Иньхэ». Представляя государство, ревизионный комитет по планам его создателей был призван контролировать качество активов основных государственных денежно-кредитных учреждений КНР.

Главной функцией ревизионного комитета являлся надзор за финансовыми операциями основных государственных денежно-кредитных учреждений, действиями правления и директоров (управляющих) этих учреждений и других основных ответственных лиц, гарантируя целостность государственных активов, а также соблюдение прав и интересов государства.

Инспекционный отчет должен был содержать следующие пункты: оценку управления финансовыми средствами; оценку основных должностных лиц, а также предложения по награждению и взысканию, по назначению и освобождению от занимаемых должностей; существующие проблемы и способы их решения. Ревизионный комитет имел сравнительно небольшую численность — один председатель, назначаемый Госсоветом КНР, и несколько ревизоров. Данный ревизионный комитет, по всей видимости, был переходной структурой перед созданием Комиссии по банковскому контролю и регулированию Китая.

Комиссия по контролю и регулированию банковской сферы Китая (приступила к исполнению своих обязанностей 28 апреля 2003 г.) создавалась как орган министерского уровня, непосредственно подчиненный Госсовету. В ее ведение перешли функции Комиссии по работе с финансовыми учреждениями при Центральном комитете Компартии Китая, а также ранее принадлежавшие НБК функции по контролю и регулированию деятельности банков, компаний по управлению активами, трастово-инвестиционных, финансовых и лизинговых компаний. В задачи комиссии входит выявление противоправных операций, включая отмывание денег. Народный банк Китая, освобожденный от контрольных функций, теперь целиком сосредотачивается на разработке и проведении монетарной политики, макрорегулировании в финансовой сфере. Оба ведомства работают в тесном контакте и взаимодействии. В штат комиссии входят около 400 сотрудников, в том числе около 200 — бывшие сотрудники контрольных отделов НБК и 120 - бывшие сотрудники Рабочей группы при Госсовете.

Структура комиссии составляет 15 отделов: канцелярия, отдел законов и положений (исследовательское управление), первый, второй и третий отделы банковского контроля и регулирования, отделы контроля и регулирования небанковских и кооперативных денежно-кредитных учреждений, отделы статистики, кадров, пропагандистской работы, по работе с широкими слоями населения, а также международный, казначейски-бухгалтерский отдел и отдел наблюдательного совета.

Первый отдел банковского контроля несет ответственность за контроль и регулирование государственных коммерческих банков и компаний по управлению активами, второй отвечает за контроль и регулирование акционерных коммерческих банков и городских коммерческих банков, а третий — за контроль и регулирование трех «политических» банков Китая (Экспортно-импортный банк Китая, Государственный банк развития и Банк сельскохозяйственного развития Китая), почтовых сберегательных учреждений, а также иностранных банков на территории КНР. Отдел по контролю и регулированию небанковских денежно-кредитных учреждений соответственно контролирует и регулирует деятельность таких учреждений (исключая фондовые, фьючерсные и страховые компании).

Комиссия по банковскому контролю Китая имеет 36 местных отделов, в том числе 28 провинциальных отделов и отделы в таких крупных городах, как Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин, Далянь, Нинбо и Шэньчжэнь. Структуры уездного уровня пока не предусмотрены, но и не исключены, если это понадобится для финансово-экономического развития на местах.

Со времени создания и до середины 2004 г. комиссия подготовила около 35 различного рода положений, ею был подписан ряд международных соглашений в банковской сфере, в том числе с США и Великобританией. Первым председателем Комиссии по банковскому контролю и регулированию Китая был назначен бывший директор Банка Китая Люминькан.

Аккредитованные ею «контрольные подгруппы» действуют при головных офисах четырех государственных банков и работают в тесном контакте с внутренними контрольными отделами госбанков. Подгруппой созданы подразделения по контролю кредитных активов, некредитных активов и общего контроля.

В целях дальнейшего усиления превентивного контроля коммерческих банков Комиссия по банковскому контролю разработала документы: «Временные меры по контролю и проверке безнадежных активов коммерческих банков» и Заявление об усилении контроля и проверки безнадежных активов Промышленно-торгового банка Китая, Сельскохозяйственного, Строительного и Банка Китая.

Необходимо отметить, что с созданием комиссии усилился всесторонний контроль за банковским риском, т.е. серьезно контролируются безнадежные кредиты, некредитные активы и риск забалансовых операций, реализуется «двойная» проверка безнадежных кредитов и их доли. Комиссия организует систему строгой ответственности контрольных отделов коммерческих банков различного уровня и в случае запоздавшей информации о положении дел или игнорирования серьезной проблемы ответственные лица подвергаются серьезному взысканию.

Определенные итоги деятельности комиссии уже к сентябрю 2004 г. были таковы: сумма безнадежных кредитов четырех государственных банков, а также классифицированных по пяти уровням невозвращенных кредитов равнялась 1,9 трлн. юаней, т.е. по сравнению с началом года сократились на 171,3 млрд. юаней; доля безнадежных кредитов составила 20,36%, снизившись на 5,85 процентных пункта.

Основной функцией вновь созданной Комиссии по банковскому контролю, по всей видимости, будет государственный контроль за безнадежными активами коммерческих банков и проведение акционирования четырех госбанков.

С. П. САВИНСКИЙ, кандидат экономических наук.

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай

Компания Frost-Market занимается продажей торгового холодильного оборудования.. Горки холодильные БУ. Стеллажи торговые БУ. Расчетно-Кассовые прилавки БУ.