Необходимость поиска нетрадиционных для России форм инвестиций.
Хотя в настоящее время превалирует спрос на кредиты, процесс кредитования реального сектора экономики находится в зачаточном состоянии. Коммерческие банки повсеместно сталкиваются с необходимостью учитывать многочисленные риски. Вместе с тем надежды на то, что расширение внутреннего и внешнего кредитования сможет существенно улучшить эту ситуацию, весьма проблематичны.
Коренной перелом негативных тенденций в российской промышленности для перехода ее в стадию подъема (или осуществления «программы максимум») требует долгосрочных вложений таких больших объемов, которых в России сейчас нет и на ближайшее будущее не предвидится. Минэкономразвития совместно с МИД и Министерством природных ресурсов России подготовило к всемирному саммиту в Йоханнесбурге документ «Национальная оценка РФ при переходе к устойчивому развитию». В нем было отмечено, что России требуется 2 трлн долл. инвестиционных ресурсов на 20-летний срок с учетом обновления парка машин и полной модернизации производства в стране. Некоторые эксперты считают оценку Минэкономразвития даже заниженной.
Для осуществления «программы минимум» (придания стартовой скорости «программе максимум») необходимо несколько десятков миллиардов долларов. Такие средства можно изыскать в относительно короткие сроки. Одним из путей такого оживления отечественной экономики могла бы стать удачная реализация четырех объявленных национальных программ. Тем не менее решение даже этой минимальной задачи для современной России - задача непростая.
Возникает востребованность в такой форме кредитования развития российской экономики, которая была бы наиболее адаптированной к создавшимся сложным условиям изыскания средств на это. Однако, на мой взгляд, нельзя этот вопрос сводить только к объективному притоку капитала иностранного происхождения. Для этого потребуется довольно длительный промежуток времени, в течение которого должны быть созданы необходимые экономические и прочие условия.
Следует отметить, что в России постоянно наблюдается конфликт интересов. С одной стороны, иностранные инвесторы предпочитают отрасли с наиболее высокой нормой прибыли с относительно коротким периодом окупаемости: сырьевые, топливно-энергетический комплекс, переработку сельскохозяйственной продукции, деревообработку, пищевую промышленность и сферу услуг. С другой стороны, Россия заинтересована прежде всего в развитии тяжелого и транспортного машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, транспортной инфраструктуры и т. п.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в настоящее время иностранные инвестиции в реальную российскую экономику нередко осуществляются не для оживления производства, а для устранения некоторых российских предприятий с мировой арены конкурентной борьбы.
В нейтрализации негативных последствий данного процесса главную роль призваны сыграть властные государственные структуры. Особое значение эта проблема приобретает накануне вступления России в ВТО. Рассчитывать на значительные взаимовыгодные внешние инвестиции в российскую экономику при отсутствии внутренних - очередная утопия. До сих пор весьма ограниченные вложения отечественных инвесторов в экономику своей страны являлись значительным психологическим тормозом для расширения иностранных инвестиций в российскую экономику.
У Банка России имеется целый набор инструментов воздействия на деятельность банков. Но и сами коммерческие банки, являясь средой проведения денежно-кредитной политики, играют важную роль в ее механизме. В их руках проектное финансирование (ПФ) может стать мощным оружием борьбы с экономической отсталостью в нашей стране.
Использование ПФ способно ослабить остроту при решении трех насущных проблем банковской системы России: усиления контроля над использованием кредитов, распределения рисков, сложения инвестиционных ресурсов из разных источников.