Контроль за отмыванием денег и финансированием терроризма в США.
Деньги для финансирования террористов перемещаются по международной финансовой системе путем перевода с одних счетов юридических и частных лиц на другие. Они могут оседать на счетах нелегальных фондов или отмываться путем покупки и продажи ценных бумаг или других товаров, а также приобретения и обналичивания страховых полисов.
В свете трагических событий 11 сентября антитеррористический закон от 26 октября 2001 г. - так называемый «Патриотический акт США» - требует помощи от финансовых организаций в действиях, направленных на остановку денежных потоков террористов.
Хотя и финансирование терроризма рассматривается как одна из форм отмывания денег, на самом деле здесь работают другие схемы. Деньги часто начинают свой путь как «чистые», например как «добровольные пожертвования», чтобы потом попасть к террористам. Кроме этого, цена вопроса выше - от того, как быстро удастся перекрыть канал поступления средств террористам, зависят жизни людей. По всему миру правительства пытаются бороться с финансированием террористов, требуя от финансовых организаций раскрытия схем работы и выявления подозрительной деятельности. «Патриотический акт США» зачислил брокеров, дилеров и компании по оказанию финансовых услуг в список организаций, обязанных фиксировать любую подозрительную активность (SARs).
Банки еще до принятия Акта вели списки SARs. Невыполнение этого требования должным образом чревато серьезными последствиями, особенно, если есть реальная угроза финансирования терроризма. В частности, Riggs Bank, который не сообщил о больших подозрительных транзакциях, был оштрафован государственными регулирующими органами на 25 млн долл. за нарушения законодательства, препятствующего отмыванию денег. Это беспрецедентный случай, наглядно показывающий решимость правительства бороться с финансированием терроризма.
Системы, предназначенные для выявления отмывания денег, существуют уже несколько лет. Со временем их техника совершенствовалась и развивалась от просто контроля за соблюдением правил до сегодняшних аналитических методик, которые используют такие технологии, как предсказывающее моделирование (дерево альтернатив и нейронные сети). Эти методики постоянно совершенствуются, поскольку совершенствуются и методы пособников террористов.
Подход, основанный на контроле за соблюдением правил.
Основанные на нем системы предназначены для раскрытия транзакций и схем, традиционно ассоциирующихся с преступной деятельностью. Правила обычно базируются на определениях, предоставленных политическими и промышленными группами, правоохранительными органами.
Но в таких организациях, как FATF, поняли, что жестких схем финансирования терроризма достаточно мало. Кроме этого, тут транзакции гораздо меньшего объема, чем при традиционном отмывании денег. Соответственно, финансовым организациям труднее установить некий порог, который помог бы эффективно отличить денежную помощь террористам от вполне легальных транзакций.
Например, как показал анализ финансовой подготовки событий 1 1 сентября, террористы время от времени получали деньги, перечисляемые на благотворительные цели. Если использовать такой подход, то под подозрение попадут все благотворительные организации, получающие деньги из-за рубежа, или те, у которых в совете директоров работают иностранцы. В их числе оказалось бы много законопослушных организаций, а преступники быстро бы вычислили, что надо писать в платежных поручениях, дабы не вызывать подозрений.
Подход, основанный на выявлении аномального поведения.
FATF предупреждает, что программы, направленные на предотвращение отмывания денег и финансирования террористов, должны быть нацелены на необычные транзакции и вообще на необычную деятельность, о чем говорится во многих регулирующих документах. Иными словами, такой подход направлен на выявление деятельности, нетипичной для данной организации или субъекта.
Для того чтобы определить, что является «нормальным», а что нет, можно использовать различные методы - проследить предыдущие действия по счету или выделить категории счетов, для которых характерны те или иные операции. Когда понятие «нормального» определено, отклонения можно обнаружить обычными описательными и статистическими методами.
Финансовая деятельность преступников, совершивших теракты 11 сентября, является ярким показателем того, как этот метод может быть использован для разоблачения финансирования подрывной деятельности. Террористы, захватившие рейс №11, въехали в страну по студенческим визам. Но в отличие от большинства студентов, они располагали активно работающими банковскими счетами, причем на них поступали большие суммы из стран, поддерживающих террористическую деятельность, а расходы были очень необычными для студентов.
Главный недостаток этого подхода -для деятельности, которая выглядит как аномальная, зачастую есть какое-то объяснение. Но сложно выработать критерии, которые бы явно отличали легальную деятельность от нелегальной, а не просто обычную от необычной.
Подход, основанный на предсказывающем моделировании.
Опираясь на практический опыт различных видах деятельности, включенных в разряд подозрительных, аналитики могут использовать предсказательные технологии, например дерево альтернатив, регрессивный анализ и нейронные сети, для построения моделей, с помощью которых можно оценить любую новую деятельность с точки зрения ее подозрительности.
Однако этот хороший и эффективный подход к выявлению мошенничества для построения моделей подразумевает обладание данными истории предмета, т.е. тем, какие последствия имели различные виды деятельности. А так как тема финансирования терроризма возникла относительно недавно, такие данные зачастую отсутствуют. Если построить модель на данных по видам деятельности, которые могут считаться подозрительными только в определенной интерпретации, модель не будет точной.
Необходимость всеохватывающего подхода
Все вышеперечисленные подходы уже успешно используются для пресечения разного рода противоправной деятельности. Но только объединив их и на этой основе выработав всеохватывающий подход, основанный на степени риска, можно будет оценивать степень риска по совокупности многих факторов и реагировать только на реальную опасность.
Необходимость работать в условиях ограничений, налагаемых в связи с борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма, - серьезный вызов финансовым организациям. И им надо тщательно и осторожно искать пути для того, чтобы этот вызов принять.