Private Banking в России.
Неотъемлемой частью качественного РВ (Private Banking) является предоставление клиенту комплекса традиционных банковских услуг, включающих: дистанционное управление счетом, кредитные и депозитные программы, кредитные карты, брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг и операции на рынке форекс, услуги депозитария, инкассацию, выплату заработной платы по индивидуальным схемам сотрудникам VIP-клиента. Например, многие швейцарские банки предлагают клиентам достаточно интересные кредитные продукты, связанные с финансированием покупки яхт и личных самолетов. Набор данных услуг постоянно расширяется и становится основной функцией РВ - финансовый комфорт для клиента.
Многие финансовые институты уделяют большое внимание формированию пакетов парабанковских услуг. К ним относятся страховые программы для клиентов и их семей, налоговое и финансовое консультирование, юридические и фидуциарные услуги.
Важная составляющая современного РВ - Life Style Management (LSM) — личный банкир. Он становится важной фигурой, во многом определяющей вкусы обладателей капитала, размеры и направления их трат (специалист, формирующий стиль жизни). Продукты LSM — family office — считаются неотъемлемой частью самого дорогого и престижного РВ. Данные продукты можно условно поделить на инвестиции, консультации и услуги по формированию имиджа, включающие в себя качественный консьерж-сервис и предложения по участию клиентов в значимых событиях светской жизни. (Консьерж-сервис, получил название от услуг, оказываемых службой консьержей в отелях, и направлен на удовлетворение разнообразных потребностей клиентов, например, заказ билетов, такси, приглашений на закрытые показы и приемы, а также решение более сложных задач).
На рынке услуг РВ в России в настоящее время можно выделить несколько основных участников. Отечественные финансовые институты представлены крупными банками, такими как Росбанк, «Уралсиб», «МДМ», «Зенит» и Альфа-Банк, которые помимо широкого набора стандартных банковских услуг предлагают своим клиентам инвестиционные продукты (услуги по управлению капиталами) и нефинансовый сервис (консьерж-сервис и пр.).
Часть функций РВ, связанных в первую очередь с управлением средствами клиентов и размещением их на различных секторах финансового рынка, осуществляют инвестиционные и финансовые компании. Их специализация заключается в формировании портфелей и предложении клиентам различных стратегий управления деньгами. Данные компании обладают достаточно широкими технологическими возможностями и опытом, а также развитой зарубежной инфраструктурой. К числу наиболее крупных игроков можно отнести Renaissance Capital, UFG, Troyka, «Атон» и «Антанта Капитал».
На российском рынке РВ также представлен и ряд иностранных банков, таких как UBS, Credit Suisse, HSBC Private Bank, Deutsche Bank, SG Private Banking, HVB Group, City Group, Raiffeisenbank, Pictet и Lombard Odier. Стандартный набор продуктов, типичный для отечественного РВ, они дополняют предложением инвестиционных стратегий на зарубежных финансовых рынках.
Как известно, спрос рождает предложение. В России РВ начал развиваться в тех банках, которые в силу своей специализации обладали хорошей корпоративной базой, сосредоточенной в области добычи углеводородов и других сырьевых ресурсов. Физические лица, являющиеся владельцами и топ-менеджерами данных компаний, - наиболее обеспеченная и, соответственно, максимально заинтересованная в услугах РВ клиентская группа. Вполне очевидно, что пионерами в области развития РВ в России стали перечисленные выше банки.