Вечен ли «долларовый стандарт»?
Нынешнее состояние платежного баланса США дает повод оценить основанную на долларе международную валютную систему, если так можно выразиться, с морально-этических позиций. Дело в том, что привилегированное положение доллара, который является доминирующей ключевой и резервной валютой и тем самым как бы заменяет золото в роли универсальных «мировых денег», дает США ряд важных односторонних преимуществ за счет других стран.
В отличие от остальных государств, США пользуются уникальной возможностью расплачиваться с зарубежными партнерами своей национальной валютой, выпуск которой в обращение регулируют по собственному усмотрению сами американские власти. Покрывая собственные заграничные расходы долларами, США могут позволить себе намного дольше других стран существовать с дефицитом платежного баланса, не заботясь о его устранении. «Долларовый стандарт» существенно расширяет для Вашингтона рамки реализации своего рода «стратегии бездействия» в валютной сфере, т.е. терпимого отношения к дефициту платежного баланса, избавляет его до поры до времени от необходимости предпринимать из-за этого дефицита обременительные для экономики дефляционные меры (тем не менее, как было показано выше, в настоящее время вырисовываются пределы для проведения такого рода политики и Соединенными Штатами).
Получается, что страны, имеющие активные платежные балансы с США, выступают по отношению к этой стране как бы «кредиторами поневоле». Ведь США получают от них реальные ценности, а их партнерам, которые вынуждены накапливать долларовые обязательства США, приходится самим же и финансировать американские заграничные расходы.
Со статусом доллара в качестве международной валюты связаны и другие выгоды США, а именно: возможность для властей получать крупные доходы от сеньоража (прибыль, получаемая казначейством от выпуска денег, которая определяется разностью между номинальной стоимостью денег и издержками их эмиссии, т.е. затратами на физическое воспроизводство); дополнительные прибыли американских финансовых институтов в результате обслуживания номинированных в долларах торговых и финансовых сделок зарубежных партнеров; минимизация курсового риска и снижение трансакционных издержек национальных компаний — расходов на конвертирование валют.
Многие ученые и общественные деятели подвергали систему «долларового стандарта» острой критике. Так, известный экономист Роберт Триффин свой доклад на международной конференции в Будапеште в 1986 г. озаглавил таким образом: «Мировая валютная система ... или скандал?» Еще более резко оценивал эту систему патриарх французской экономической науки Жак Рюэфф. В книге «Валютный грех Запада» (1971 г.) он утверждал, что практика финансирования дефицита платежного баланса США путем наращивания ими ликвидной долларовой задолженности по отношению к странам с избыточным сальдо «позволяет Соединенным Штатам жить за счет их поставщиков» и является «системой грабежа, не имеющей прецедентов в истории».