Международная налоговая конкуренция и офшорный бизнес.

В качестве основных аргументов острой критики офшорных финансовых центров выдвигаются следующие:

  • отсутствие в ОФЦ необходимой системы оценки рисков и управления повышает их потенциальную уязвимость и может негативно сказаться на стабильности мировой финансовой системы;
  • отсутствие четкого законодательства по борьбе с отмыванием капиталов может быть использовано преступными группировками для проведения незаконных финансовых операций;
  • несовершенство системы надзора и контроля создает благоприятные условия для проведения на территории ОФЦ операций по финансированию международного терроризма. Наступление на ОФЦ ведется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, в состав которой входят практически все развитые страны, заинтересованные в уменьшении международной налоговой конкуренции.

В 1998 г. ОЭСР опубликовала доклад на тему «Пагубная налоговая конкуренция: насущная глобальная проблема», в котором дается подробная характеристика международного офшорного сектора и указаны основные критерии «налоговых гаваней». В докладе приводится список 35 юрисдикций, которые должны провести реструктуризацию сектора финансовых услуг. В отношении тех стран, которые будут уклоняться от выполнения требований ОЭСР, предусматривается введение санкций, направленных на ограничение их офшорной деятельности.

В апреле 2000 г. комитет по налогам ОЭСР подготовил доклад, озаглавленный: «Улучшение доступа к банковской информации в налоговых целях», который создает юридическую базу для получения правительственными учреждениями заинтересованных стран сведений о проводимых банковских операциях.

Под давлением ОЭСР и ряда других международных организаций, а также в условиях возрастающей угрозы международного терроризма большинство офшорных юрисдикций, расположенных в Европе и в Карибском бассейне, вынуждены были пойти на некоторую реструктуризацию своих финансовых центров, которая, в частности, предусматривает:

  • разработку и принятие более совершенного законодательства по борьбе с отмыванием капиталов с учетом соответствующих рекомендаций FATF, подготовленных в апреле 1990 г. и модифицированных в 1996 г.;
  • принятие необходимых мер по предотвращению использования офшорных финансовых центров для финансирования международного терроризма;
  • повышение прозрачности ОФЦ, совершенствование надзора за деятельностью финансовых учреждений;
  • усиление внутреннего контроля в банках (оценка рисков и управление рисками, строгое соблюдение принципа «знай своего клиента» и др.);
  • совершенствование регулирующего режима (регистрация и деятельность иностранных компаний);
  • налаживание обмена информацией по налоговым делам с другими странами в рамках двусторонних и многосторонних договоров. Офшорные юрисдикции отказались пойти на изменение налоговой системы, поскольку это нарушило бы их национальный суверенитет. Вместе с тем произошла существенная трансформация большинства офшорных стран. Из трех присущих им преимуществ — низкие налоги, мягкий регулирующий режим и строгое соблюдение конфиденциальности — они лишились двух последних, что, несомненно, скажется на международном офшорном бизнесе.

    Э. Сердинов

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

28 ноября 2020 г.
17:52Банки фиксируют снижение спроса на валютные вклады
16:44Россияне урезают новогодние подарочные бюджеты
15:36Кудрин: вторая волна пандемии может обострить проблему безработицы
14:47В Лондоне возобновились переговоры о соглашении между Британией и ЕС
13:43Московские рестораны потеряли от 10% до 50% выручки из-за запрета на ночную работу
12:52Правительство расширило полномочия Ростуризма
12:21В Белоруссии утверждена антиинфляционная программа на 2021-2023 годы
12:03Amazon.com выплатит сотрудникам за работу в праздничный период бонусы на сумму $500 млн
11:41За последние 20 лет запасы пресной воды на планете сократились более чем на 20% - ФАО
11:23Минсельхоз с 2021 года введет информационную систему цифровых сервисов АПК
11:09В России суточный прирост новых случаев заражения COVID-19 составил 27,1 тыс.
10:55Чистый убыток "Иркута" по МСФО в 1-м полугодии вырос до 17,4 млрд руб.
10:26Неформальная встреча министерского комитета ОПЕК+ перенесена на воскресенье
10:04Профицит торгового баланса Мексики в октябре составил рекордные $6,22 млрд
09:52Банк "Открытие" передаст "Трасту" пакет акций ВТБ на рыночных условиях