Вопросы организации договорных отношений при торговом обслуживании клиентов срочного рынка ММВБ.
По мере развития срочного рынка всё большее количество компаний будет иметь желание выйти на рынок в качестве брокеров. На сегодняшний день имеется достаточно богатый опыт брокерского обслуживания на других рынках — фондовом и валютном. Однако срочный рынок для новых участников является сравнительно молодым. Поэтому важны практические аспекты обслуживания клиентов на рынке стандартных контрактов — прежде всего установление договорных отношений с ними.
Обязательные разделы договора.
Помимо стандартных разделов договора, которые имеют место в любых отношения между брокером и клиентом, можно отметить следующее: необходима однозначная трактовка терминов и понятий, необходимо предоставление образца отчета с комментариями, так как клиенты могут не понимать, что означают те или иные поля, и, как следствие, возникают ошибки и риски.
Денежные расчёты.
Наиболее правильно отношения строятся в том случае, если клиент напрямую перечисляет деньги в Расчётную Палату ММВБ, при этом в договоре необходимо указывать чёткие сроки перечисления средств.
Залоги.
Следует заметить, что срочный рынок — это быстрый рынок, поэтому договорная технология и брокерское обслуживание тоже должны быть «быстрее», чем на остальных рынках. Первая особенность договорных отношений на срочном рынке в части регулирования залогов состоит в том, что это односторонний документ, который выдаётся клиенту только за подписью брокера. В договорную базу необходимо заложить возможность оперативного изменения состава и величины залога.
Тип договора.
Оптимальным, на наш взгляд, типом договора является «Договор - Поручение». Он соответствует по духу срочному рынку, когда клиенту открыва ются торговые счёта и сделки заключаются от имени клиента и за его счёт.
Обслуживание клиентов на нескольких рынках.
Если договорная база строится как единая, включающая комплексное обслуживание на нескольких рынках (валютном, фондовом, срочном), то необходимо очень аккуратно прописывать вопросы, связанные с переводом денег между рынками, а также помнить о контроле платежей. Следует отметить необходимость чёткого и быстрого взаимодействия подразделений, с целью недопущения неоправданного закрытия клиентской позиции, в том случае, когда деньги уже отправлены.
Величина залогов.
Величина залога у брокера на клиента может быть больше, чем у биржи на брокера. Это связано с тем, что риски биржи на брокера ниже, чем риски брокера на клиента. Брокер отвечает перед биржей совокупным залогом всех клиентов и собственными средствами, при этом учитывается, что у клиентов могут быть разнонаправленные позиции.
Виды обеспечения.
Можно принимать в качестве залога иные финансовые инструменты, которые не принимает биржа.
Комиссионные вознаграждения.
Следует коснуться некоторых традиций срочной индустрии, например, традиции брать фиксированную плату за операцию со стандартным контрактом, в отличие от фондового рынка.
Принудительное закрытие.
Необходимо прописать блок принудительного закрытия — условие: если клиент выходит за лимиты, то клиент должен отвечать по договору не только своим залогами на счету брокера но и всеми своими деньгами.
Пример обслуживания фондовом и срочном рынке ММВБ.
У клиента есть портфель ценных бумаг. Он лежит в залогах под обеспечение открытия позиций на срочном рынке, где брокер может держать свои деньги и открывать на них клиентские позиции. Клиентам это удобно при проведении хеджерских операций.
Эксплуатация такой схемы весьма рискованна по следующим причинам: юридические риски — рынки регулируют разные регуляторы. Может сложиться ситуация, при которой проданным залогом клиента на другом рынке, например, фондовом, нельзя воспользоваться на срочном. Стоит вопрос стоимости денег — на срочном рынке не принято оперировать понятием «кредитование».
Оптимальная схема обслуживания клиентов.
Наиболее оптимальна следующая схема: клиент кредитуется брокером на фондовом рынке под залог ценных бумаг, после чего клиент из данных заемных средств погашает свою задолженность на срочном рынке.
Отчётность — оперативность и аккуратность.
При построении договорных отношений важны отчётность и ведение «журнала» приказов. Отчётность позволяет существенно минимизировать клиентские и брокерские риски. Идеально давать отчёты клиентам в масштабе реального времени. Современные технологии, и в частности шлюзы ММВБ, дают такую возможность. Кроме того, целесообразно разделять отчёты по рынкам.
Комплекс мероприятий
Целесообразно вести журнал приказов в электронном виде и вести запись телефонных переговоров, что должно отражаться в договорной базе. Кроме того, разумно ограничить сроки подачи претензий до определённого момента времени следующего торгового дня. При этом считать, что если претензий нет, то отчет клиентом акцептован как правильный. Данное положение в пунктах договора должно доводиться до клиента до проведения операций, а не после обращения клиента с претензией к брокеру.