Влияние регулирующих органов на корпоративное управление.

Не последняя роль в совершенствовании корпоративного управления принадлежит регулирующим органам, государству. Как показывает мировой опыт, существенное государственное регулирование негативно сказывается на конкуренции в банковском секторе, а соответственно, и на стимулировании надлежащей практики корпоративного управления.

Одной из мер регулирующих органов по защите вкладчиков является принятие законов о страховании вкладов. Однако, во-первых, система страхования вкладов заставляет вкладчиков меньше уделять внимания мониторингу деятельности банков, что снижает уровень корпоративного управления. Во-вторых, система страхования вкладов побуждает банки в меньшей степени полагаться на банки-контрагенты, не попадающие в данную систему. В-третьих, у собственников растет соблазн вложения средств в более рисковые активы, что может обеспечить им значительно большую прибыль. Таким образом, система страхования вкладов, стимулируя рост рискованности банковских операций, способствует повышению непрозрачности банковского бизнеса.

Исследования, проведенные в 39 странах, показали, что там, где надзорные органы требуют от коммерческих банков регулярного представления подробной финансовой отчетности, прозрачность их деятельности повышается.

Многолетние исследования показывают, что зачастую государства и регулирующие органы стремятся повысить собственное благосостояние, а не общественное. Регулирующие органы или политики порой настаивают на кредитовании подконтрольных им компаний или, напротив, сильные банковские структуры могут иметь представительство во власти, заставляя регулирующие органы действовать в их интересах, а не общества. В Японии, например, наличие представителей регулирующих органов в менеджменте коммерческих банков привело к ослаблению финансовой устойчивости банковской системы, так как такие банки обладали меньшей капитализацией, более высоким уровнем безнадежных кредитов. С этой точки зрения регулирование банковского сектора ведет к снижению эффективности корпоративного управления в банках.

Множество экономистов неоднократно пытались определить механизм, который будет препятствовать возникновению «грабящей руки» государства. Один из таких способов - это совмещение интересов как регулирующих органов, так и общества. Например, многие настаивают на создании независимого агентства с целью балансирования экономических и политических интересов. Эта точка зрения базируется на том, что независимость от государства снизит вероятность его использования для воздействия на банки в собственных интересах. И наоборот, если регулирующий орган независим от банков и имеет надлежащие намерения, тогда это снизит вероятность воздействия банков на регулятора.

Исследования ученых показали, что эффективность регулирующего банковского органа связана со степенью развития финансовой системы при условии открытости политической системы. Также было обнаружено, что политическая открытость и независимые СМИ снижают негативный эффект сильного регулирующего банковского органа, а также способствует некоррупционному финансированию банками компаний реального сектора экономики.

Государство может влиять на корпоративное управление не только посредством регулирующего органа, но и посредством участия в капитале, т.е. будучи собственником или крупным акционером.

При участии государства в капитале банка возникает проблема снижения мотивации мониторинга деятельности банка, так как государство гарантирует операции, проводимые им. В таких условиях нарушается принцип рыночной конкуренции, поскольку государство стремится ограничить конкуренцию и защитить «свои» банки. Например, органы надзора часто выступают инициаторами запрета вхождения на рынок иностранных банков. Подобная ситуация до последнего времени была характерна для России.

Преодолению непрозрачности банковского сектора могут способствовать концентрация собственности, наличие у банков крупных кредиторов, усиление конкуренции на рынке банковских услуг, развитие фондового рынка и рынка слияний и поглощений, снижение доли государственного участия в капитале банковской системы. Внедрение системы страхования вкладов, напротив, способствует увеличению непрозрачности бизнеса, повышению рисков деятельности. Усиленное государственное регулирование создает благодатную почву для развития коррупции и не способствует развитию надлежащей практики корпоративного управления, что требует создания независимого регулирующего органа.

Таким образом, совершенствование корпоративного управления в российских коммерческих банках является важным фактором преодоления непрозрачности и повышения эффективности регулирования банковской системы, что в конечном итоге обеспечит ее устойчивое развитие и укрепление.

Н. Заварихин

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай

Недвижимость в Чехии В Праге продается вилла. Английский стиль. Класс люкс.