Влияние регулирующих органов на корпоративное управление.

Не последняя роль в совершенствовании корпоративного управления принадлежит регулирующим органам, государству. Как показывает мировой опыт, существенное государственное регулирование негативно сказывается на конкуренции в банковском секторе, а соответственно, и на стимулировании надлежащей практики корпоративного управления.

Одной из мер регулирующих органов по защите вкладчиков является принятие законов о страховании вкладов. Однако, во-первых, система страхования вкладов заставляет вкладчиков меньше уделять внимания мониторингу деятельности банков, что снижает уровень корпоративного управления. Во-вторых, система страхования вкладов побуждает банки в меньшей степени полагаться на банки-контрагенты, не попадающие в данную систему. В-третьих, у собственников растет соблазн вложения средств в более рисковые активы, что может обеспечить им значительно большую прибыль. Таким образом, система страхования вкладов, стимулируя рост рискованности банковских операций, способствует повышению непрозрачности банковского бизнеса.

Исследования, проведенные в 39 странах, показали, что там, где надзорные органы требуют от коммерческих банков регулярного представления подробной финансовой отчетности, прозрачность их деятельности повышается.

Многолетние исследования показывают, что зачастую государства и регулирующие органы стремятся повысить собственное благосостояние, а не общественное. Регулирующие органы или политики порой настаивают на кредитовании подконтрольных им компаний или, напротив, сильные банковские структуры могут иметь представительство во власти, заставляя регулирующие органы действовать в их интересах, а не общества. В Японии, например, наличие представителей регулирующих органов в менеджменте коммерческих банков привело к ослаблению финансовой устойчивости банковской системы, так как такие банки обладали меньшей капитализацией, более высоким уровнем безнадежных кредитов. С этой точки зрения регулирование банковского сектора ведет к снижению эффективности корпоративного управления в банках.

Множество экономистов неоднократно пытались определить механизм, который будет препятствовать возникновению «грабящей руки» государства. Один из таких способов - это совмещение интересов как регулирующих органов, так и общества. Например, многие настаивают на создании независимого агентства с целью балансирования экономических и политических интересов. Эта точка зрения базируется на том, что независимость от государства снизит вероятность его использования для воздействия на банки в собственных интересах. И наоборот, если регулирующий орган независим от банков и имеет надлежащие намерения, тогда это снизит вероятность воздействия банков на регулятора.

Исследования ученых показали, что эффективность регулирующего банковского органа связана со степенью развития финансовой системы при условии открытости политической системы. Также было обнаружено, что политическая открытость и независимые СМИ снижают негативный эффект сильного регулирующего банковского органа, а также способствует некоррупционному финансированию банками компаний реального сектора экономики.

Государство может влиять на корпоративное управление не только посредством регулирующего органа, но и посредством участия в капитале, т.е. будучи собственником или крупным акционером.

При участии государства в капитале банка возникает проблема снижения мотивации мониторинга деятельности банка, так как государство гарантирует операции, проводимые им. В таких условиях нарушается принцип рыночной конкуренции, поскольку государство стремится ограничить конкуренцию и защитить «свои» банки. Например, органы надзора часто выступают инициаторами запрета вхождения на рынок иностранных банков. Подобная ситуация до последнего времени была характерна для России.

Преодолению непрозрачности банковского сектора могут способствовать концентрация собственности, наличие у банков крупных кредиторов, усиление конкуренции на рынке банковских услуг, развитие фондового рынка и рынка слияний и поглощений, снижение доли государственного участия в капитале банковской системы. Внедрение системы страхования вкладов, напротив, способствует увеличению непрозрачности бизнеса, повышению рисков деятельности. Усиленное государственное регулирование создает благодатную почву для развития коррупции и не способствует развитию надлежащей практики корпоративного управления, что требует создания независимого регулирующего органа.

Таким образом, совершенствование корпоративного управления в российских коммерческих банках является важным фактором преодоления непрозрачности и повышения эффективности регулирования банковской системы, что в конечном итоге обеспечит ее устойчивое развитие и укрепление.

Н. Заварихин


Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

25 февраля 2021 г.
10:15АКРА присвоило выпуску облигаций "Селектел" на 3 млрд рублей рейтинг "A(RU)"
10:13Сальдо операций ЦБ по представлению и абсорбированию ликвидности снизилось до 68,3 млрд руб.
10:07Российский фондовый рынок начал торги на повышательном тренде
10:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 10:00 мск составил 72,52/74,73 руб.
09:57РНКБ выкупил по оферте 17% выпуска облигаций 1-й серии на 510,8 млн рублей
09:49РЖД установили ставку 3-го купона бондов серии 001P-18R на уровне 7,1%
09:48Остатки средств кредитных организаций в Банке России выросли до 3178,9 млрд руб., на депозитных счетах снизились до 2050,48 млрд руб.
09:48Азиатские рынки акций демонстрируют уверенный растут
09:41Доллар дешевеет к евро и фунту, немного дорожает к иене
09:32АКРА присвоило выпуску бессрочных облигаций РЖД на 24 млрд рублей рейтинг "AA+(RU)"
09:32Убыток "Россети Волга" по РСБУ в 2020 году составил 946 млн руб.
09:22ВТБ разместит 26 февраля однодневные бонды серии КС-3-606 на 50 млрд рублей
09:10Число заражений COVID-19 в мире превысило 112,5 млн
09:03Нефть дорожает на ожиданиях роста спроса на топливо
08:56ЦБ Южной Кореи сохранил базовую ставку
Недвижимость в Чехии В Праге продается вилла. Английский стиль. Класс люкс.