Пора мыслить на 50-100 лет вперед.

В настоящее время Россия активно ведет переговоры по поводу вступления в ВТО. Насколько готов к этому банковский сектор и каковы могут быть последствия для его деятельности - на вопросы ответил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Насколько готовы российские банки участвовать в реальных проектах, достаточно ли у них для этого ресурсов?

Ресурсы некоторых наших банков достаточно масштабные: есть такие, кто входит в первую сотню крупнейших банков мира, в первую сотню европейских банков... Однако если брать систему в целом, то необходимо еще много работать над увеличением капитализации. На Президиуме Госсовета Президент РФ В. В. Путин как раз и сделал акцент на необходимость укрепления мощи всей системы в целом, ее потенциала. Мы должны быть конкурентоспособными, когда речь идет о крупных проектах, и участвовать в тендерах наравне с иностранным капиталом. Множество направлений нашей экономики требуют крупных вложений, и мы должны быть достаточно независимыми и иметь «пульт управления» внутри страны, а не за ее пределами.

Легче ли станет работать российским банкам после вступления России в ВТО?

Вступление в ВТО - сложный комплексный процесс, и однозначно ответить на ваш вопрос нельзя. Определенные сложности будут с дальнейшей либерализацией валютного законодательства и рядом других аспектов. Тем не менее вступление в ВТО логически еще более либерализует экономику в целом. В этом есть и свое преимущество, и свой недостаток.

Любая страна наряду с интеграционными процессами должна защищать свои национальные интересы, обеспечивать своему рынку некие преференции. Это очень важно с точки зрения национальной независимости. Поэтому нельзя сравнивать банковскую систему с какими-либо отраслями промышленности: это не отрасль экономики, а ее ее фундамент. Полагаю, что наряду со сложностями будут и свои преимущества, так как общая интеграция и выравнивание правил игры станут способствовать выходу ряда наших клиентов на международный рынок. Соответствующую подпитку получат и банки.

Я сдержанно умеренный сторонник вступления России в ВТО, но только при условии учета ее национальных интересов и наличия определенной политики предоставления преференций.

Как отразится на банковской системе увеличение числа банков с участием иностранного капитала?

Иностранные банки на нашем рынке отсутствуют. И в рамках ВТО также будут отсутствовать. Надеюсь, данная тема закрыта. Когда речь идет об участии иностранного капитала в российских банках, здесь мы являемся сторонниками следующей версии: банки под российской юрисдикцией - это, с одной стороны, наши российские банки. Кстати, все они — члены АРБ. С другой стороны, они имеют западный капитал, т.е. существенно зависят от внешнего источника.

Как правило, в рамках ВТО вопрос о каких-то ограничениях ставится после достижения 50%-ного лимита. Сегодня у нас только 30%, поэтому, как будто, пока опасаться нечего. Но учитывая высокую динамику роста доли иностранного капитала в российской банковской системе, ситуация должна нас все-таки настораживать. За последний год их удельный вес удвоился с б до 12%, причем за последние полтора месяца — еще на 1,5%. Поэтому нужно думать о ближайшем будущем. На Президиуме Госсовета я поставил данный вопрос . Не успеем оглянуться, и можем достигнуть пресловутой 50%-ной планки.

А это — уровень Восточной Европы. Но для нас, страны с геополитическими ресурсами, огромной территорией и т.д., позволять себе подобную «роскошь» — практически полностью отдать свой финансовый рынок на сторону, недопустимо.

В чем же заключается опасность и как ее можно избежать?

Теоретически — в недокапитализированности нашей экономики и банковской системы, в частности. Поэтому вполне можно ожидать, что эти 50% лимита вполне окажутся по плечу одной стране или даже одному отдельно взятому банку. И как Россия станет развиваться в режиме, когда половина банковского капитала будет находиться в руках национальной банковской системы, а другая - в руках одного инвестора, неизвестно.

Конечно, можно было бы продумать систему диверсификации, как это сделали в свое время канадцы в отношении Соединенных Штатов: одному инвестору не позволяется иметь более 20% в отдельно взятом банке. Или можно предложить другие ограничения, в общем, ввести гибкие схемы, и тогда 50%-ный лимит не стал бы столь угрожающим. Данные вопросы мы еще не обсуждали. А надо бы — модели защиты нужно учитывать уже сейчас, при ведении переговоров.

Необходимо проявлять дальновидность с точки зрения стратегического развития. Страна таких масштабов, как Россия, должна мыслить как минимум на 50-100 лет вперед, а не на три-пять лет, как это принято сейчас.

С. Богданова


Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

27 ноября 2020 г.
20:29Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 27 ноября движется разнонаправленно
19:50Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 27 ноября снизилась на 0,39% и составила 49337,708 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,5521 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 90,6218 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,9912 руб.
19:01Предпринимательская уверенность в ноябре снизилась и в добыче, и в обработке - Росстат
18:59Индекс МосБиржи вырос на 0,1%, индекс РТС снизился на 0,4%
18:57"Эксперт РА" подтвердило рейтинг лизинговой компании "ТрансФин-М" на уровне "ruBBB+" и сохранило развивающийся прогноз
18:55Реформа институтов развития в ближайшее время не повлияет на состав группы ВЭБа
18:48Темпы роста необеспеченного кредитования в январе-сентябре снизились в 3 раза - ЦБ РФ
18:42Работа по объединению фондов реформирования ЖКХ и дольщиков может занять около года - Хуснуллин
18:31Чистый убыток Sollers по МСФО в 1-м полугодии вырос до 1,16 млрд руб., выручка увеличилась в полтора раза
18:19В 2021 году "КАМАЗ" намерен выпустить 2 тыс. грузовиков пятого поколения
18:04Хуснуллин считает необходимым продление программы льготной ипотеки для новостроек
17:56Вице-премьеры РФ и Белоруссии вопросы двустороннего сотрудничества в области поставок нефти и газа